Хоть Буш мне друг, но истина дороже!
Плакат к фильму «Фаренгейт 9/11»
С 23.09. Фильм «Фаренгейт 9/11». Кинотеатры Москвы
═
Еще в мае, когда на сцене Театра Люмьер президент жюри последнего Каннского фестиваля Квентин Тарантино сжимал в объятиях Майкла Мура по случаю вручения тому «Золотой пальмовой ветви», многим казалось, что в муровском фильме «Фаренгейт 9/11» есть немалая доля искусства. Ну если не совсем искусства, то по крайней мере средненькой, но вполне профессиональной документалистики. Сейчас, когда выборы президента США подкрались совсем близко, стало очевидно: настоящей режиссуры в «Фаренгейте» ровно столько, чтобы доверчивый антибушевец в очередной раз всплеснул руками: ну и дурака мы выбрали четыре года назад! И не просто дурака, а еще и преступника. То есть предвыборная борьба стала своего рода лакмусовой бумажкой таланта Мура как кинорежиссера.
И выяснилось, что никакого фильма, по сути-то, нет. Есть в наличии: умелый плакатчик-агитатор, неплохо скомпилированные кадры из жизни семейства Бушей, плачущие матери, потерявшие в Ираке сыновей, есть 11 сентября. Все это работает на одну-единственную цель: не допустить больше Джорджа Буша-младшего в Белый дом. А коль скоро произведение искусства ставит перед собой одну, чисто политическую цель, оно неминуемо сжирает само себя. В том, конечно, случае, если изначально были признаки художественного произведения.
В фильме Мура их нет и не было. То, чему так радовались на Каннском фестивале, – остроумно выхваченным кадрам ковыряющего в носу нынешнего президента США, монтажным стыковкам счастливых иракских детей и американских танков и многому другому, – все это на деле не имеет отношения к киноискусству. Гордиться таким ходом может разве что студент первого курса киношколы в первую неделю обучения.
К тому же есть определенная специфика восприятия этого фильма именно в России. Понятно, что терроризм, равно как любые преступления против человечества, не есть дело одной отдельно взятой страны. И наверняка правилен постулат «чужого горя не бывает». Однако правильно, наверное, и то, что если в собственном доме – собственное горе, логичнее разобраться сначала с ним. А своих агитаторов, горланов, главарей и у нас предостаточно.