В 1783 г., когда стараниями братьев Монгольфье в небо поднялись баран, петух и утка – предшественники Белки и Стрелки, началась эра воздухоплавания. А полет на воздушном шаре князя Сергея Лаврентьевича Львова в 1803 г. стал отправной точкой воздухоплавания отечественного, и теперь, спустя два века, в нашей стране ежегодно проходит с десяток различных соревнований в этом красивейшем виде спорта, каждый из них со своей «изюминкой».
Сезон открылся в июне десятым по счету чемпионатом России по воздухоплаванию в Великих Луках, одновременно с которым проходила 9-я Международная встреча воздухоплавателей. Тогда в воздух поднялись почти четыре десятка шаров.
В начале июля в г. Кунгур на Урале эстафету принял 2-й евроазиатский кубок по воздухоплаванию, самым интересным пунктом программы стал перелет на тепловых аэростатах из Европы в Азию – идея, кстати сказать, довольно смелая.
Хотя полеты на воздушных шарах и считаются одним из самых безопасных видов транспорта, управлять ими непросто. Даже если в оболочке появится пробоина, катастрофы не произойдет. Самое страшное, что может случиться, – аппарат просто начнет очень плавно снижаться. Пилот может контролировать направление полета только по вертикали. Регулируя мощность горелки, нужно попасть в попутный поток ветра на нужной высоте. В потоках ориентируются с помощью специальной карты. А дальше все зависит от профессионализма человека в корзине.
Надо сказать, что воздухоплавание – занятие для кредитоспособных романтиков. Когда заходит речь о создании воздушного шара, в любой стране счет идет на десятки тысяч долларов. Сумма может увеличиваться, если речь идет о создании шара нестандартной формы.
Например, жители подмосковного Сергиева Посада давно уже не бросаются вызывать «скорую», если видят из окон, как пролетают по своим делам Царь-колокол или битловская желтая подводная лодка. Июльский трехдневный фестиваль «Небо св. Сергия» называют самым неординарным в стране. Именно здесь делают упор на аэростаты специальных форм. В небо поднимались не только традиционные шары-«капли», но и перьевые ручки, башни Кремля и кружки кофе. Ну а тысячи собравшихся зрителей сидели на отремонтированных по такому случаю трибунах городского стадиона и делали ставки: позволит ли резкий ветер оторваться от земли банке собачьего корма размером с многоэтажный дом?
Большинство шаров этого фестиваля были родом из Репихова, небольшой деревушки неподалеку от Сергиева Посада. Уже пятнадцать лет в этом тихом месте создают качественные причудливые аэростаты, за которые не стыдно на самых престижных мировых шоу.
После «Неба св. Сергия» российские воздухоплаватели имели возможность поучаствовать еще в двух фестивалях. «Золотое кольцо России» в Переславле-Залесском (конец июля) и первый этап «Золотых ворот» в Суздале (середина августа) дали им шанс проверить себя перед закрытием сезона.
21 августа в Дмитровском районе начались соревнования 4-го Международного Кубка губернатора Подмосковья по воздухоплавательному спорту, программа которого рассчитана на десять дней. На этом фестивале можно увидеть самый большой в мире воздушный шар (его объем 4250 кубических метров), изготовленный в Словакии и посвященный 850-летию г. Дмитрова. Видимо, он и станет главным пунктом назначенной на эти выходные масштабной церемонии закрытия фестиваля.