Стивен Хокинг продолжает шокировать научную публику.
Фото Reuters
Англичанин Стивен Хокинг опроверг собственную теорию об «информационном парадоксе черной дыры». Спустя 30 лет после ее разработки он представил новую теорию, которая обещает совершить переворот в современной космологии и астрофизике.
62-летний Стивен Вильям Хокинг изучает фундаментальные законы, которые управляют Вселенной уже долгие годы. Определив черную дыру как «место, где разрушается классическая концепция пространства и времени, так же как и все известные законы физики», Хокинг тем не менее открыл возможность очень медленного самопроизвольного квантового «испарения» черных дыр. Это «испарение» может вести к полному исчезновению черных дыр.
Черные дыры – это области пространства, в которых гравитационное притяжение настолько велико, что ни вещество, ни излучение не могут их покинуть. Черная дыра отделена от остального пространства «горизонтом событий» – поверхностью, на которой вторая космическая скорость равна скорости света. Ранее считалось, что черная дыра «все съедает и ничего не отпускает», однако еще в 70-х годах Хокинг доказал, что возможен обмен энергией между ней и внешним пространством, например, пролетающие вблизи нее частицы или кванты могут уносить энергию ее вращения.
Из открытия Хокинга следовал парадокс. Английский физик утверждал, что энергия, поступающая из черной дыры, не содержит никакой «информации» о той материи, которую эта дыра в свое время поглотила. Когда же черная дыра испаряется, от нее не остается и следа, следовательно, не остается и никакой информации. Вывод противоречит всем законам квантовой механики. Почти 30 лет Хокинг пытался разрешить этот парадокс и, судя по его заявлению, наконец нашел разгадку.
«В 1976 году Хокинг рассчитал, что стоит черной дыре сформироваться, как она начинает терять массу, излучая энергию, – пояснил «НГ» главный научный сотрудник Физического института Академии наук, доктор физико-математических наук Виктор Кологривов. – Когда черная дыра исчезает, то вся поглощенная ею информация утрачивается. Иными словами, все, что попадает в черную дыру, полностью стирается. Но это противоречит законам квантовой физики, которые гласят: информация не может быть утрачена полностью. На это Хокинг выдвинул свой контраргумент – интенсивность гравитационных полей черных дыр каким-то образом соответствует законам квантовой физики».
Однако в конце июля на закрытии Международной конференции в Дублине, посвященной теории относительности и гравитации, Хокинг, который был там почетным гостем, неожиданно признал, что ошибался. В последнюю минуту конференции маститый ученый попросил слова заявил, что был неправ, извинился перед коллегами и пообещал представить разгадку парадокса через несколько дней.
И вот теперь Хокинг высказал мнение, что физические объекты не полностью исчезают в черных дырах. Они в каком-то виде «хранятся» там, и через миллиарды лет следы этих объектов могут покинуть черную дыру в виде излучения, несущего в себе определенную информацию.
«Такой подход может позволить решить одну из самых давних загадок современной физики, известную как «информационный парадокс черной дыры», – заявил Хокинг. В скором времени он пообещал опубликовать научную статью, в которой расставит все точки над «i». А пока ученым не вполне понятно, что имеет в виду их коллега.
Стивен Хокинг – один из самых талантливых физиков современности. Он – обладатель двенадцати почетных ученых званий. Его книги «Краткая история времени» и «Черные дыры, молодая Вселенная и другие очерки» стали мировыми бестселлерами. При этом еще в 20 лет Хокинг был практически полностью парализован из-за развития неизлечимой формы атрофирующего склероза и остается в этом состоянии до сих пор. У него двигаются только пальцы правой руки, которыми он управляет своим движущимся креслом и специальным компьютером, снабженным синтезатором речи.
Сообщение астрофизика, который, как считают многие, объединил теорию относительности и квантовую механику в единую теорию, взбудоражило весь ученый мир. По словам Хокинга, он доказал, что черные дыры не являются «всепоглощающей» субстанцией, как считал ранее он, а вместе с ним и подавляющее большинство астрофизиков.