Современник МГУ все еще твердо стоит на колесах.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Коллекционирование старинных авто занимает совершенно особое место среди хобби состоятельных людей. Это престижно, это красиво, это дорого и – пожалуй, решающий аргумент – это забавно. Машинка-игрушечка превращает даже самого серьезного взрослого человека обратно в мальчишку, который счастлив просто потому, что эта железная колесница каким-то непостижимым образом едет.
═
Металлолом или антиквариат?
═
Десять лет назад старинные автомобили в России рассматривали как забавный металлолом. Кое-что, конечно, пылилось в музеях автозаводов и в запасниках киностудий, но большая часть наших сокровищ, будучи обнаруженными, отправлялась прямиком за границу, где их скупали за деньги, которые по отечественным меркам совершенно не соответствовали стоимости ржавого железа. А там этих монстров заботливо ремонтировали и выставляли на аукционы точно так же, как выставляют произведения искусства, устраивали на них гонки для «старичков» и хвастались друг перед другом достижениями своих железных коней.
Но время «старичков» пришло. В одной только Москве сейчас существует несколько десятков клубов, объединяющих любителей автостарины, а устраиваемые ими всякого рода шоу и выставки – вроде недавних «Ретростиля», «Автоэкзотики» и ралли «Золотое кольцо» – собирают толпы зрителей. На подмосковный этап «Золотого кольца», проходивший в Архангельском, и отправилась корреспондент «НГ», рассудив, что смотреть на железных коней интересней в действии.
═
Блеск будущего
═
В воздухе отчетливо пахло дождем и деньгами. Люди с кварцевым загаром (леди – на шпильках и в коктейльных платьях, джентльмены – в белых штанах) прохаживались среди чахлых зеленых газонов, слушали гремящий из динамиков «Пинк Флойд» и делали большие глаза. Потому что увидеть одновременно несколько десятков олдтаймеров «на ходу» – штука впечатляющая. По условиям соревнований к участию в ралли допускают только автомобили старше тридцати лет, но были там и такие машины, что застали еще Первую мировую войну.
Все вместе – шик, блеск и красоты. Цвета – как в коллекции консервативного парижского модного дома: много черного, немножко красного, чуточку белого, отполированные до блеска крылья, капли полившего-таки дождя скатываются по хромированным деталям, кожаные салоны лоснятся, стрелки громадных, как на циферблатах отечественных будильников, спидометров пока застыли на нуле.
На самом деле главное, что поражает в ретроавтомобилях, – это их поразительная, беззастенчивая и самоуверенная футуристичность. Смелые изгибы, в которых не чувствуется мелочной заботы об экономии металла и обтекаемости, нахальные фары размером с мою голову. Сейчас такой серебристый «Ягуар» (1934 г.) или красный «Альфа-Ромео» (1938 г.) выглядели бы отчаянными концепт-карами, которым никогда не суждено выехать на улицу. «Адлеры», «Роллс-Ройсы» и «Астон-Мартины» – весь цвет автомобильной промышленности, знакомой нам по старым фильмам, собрался здесь.
═
Гонки без обгона
═
Надо сказать, что интрига всех ралли старинных автомобилей заключается не в том, кто быстрей доедет до финиша, а в том, доедет ли вообще. То есть для каждой команды (водитель плюс штурман) существует четкий временной план, в соответствии с которым он должен отмечаться на определенных участках дороги. Поэтому случается и такое, что автомобиль подъезжает к означенному участку, смирно выжидает несколько минут и только потом продолжает движение.
Начало ралли разрядило слишком чинную атмосферу. Во-первых, двигатели ревут громко и нагло, а клубы синего дыма придают действу дискотечную игривость. Во-вторых, водители не стесняются в выражениях. Так, скажем, шофер «Москвича» 1963 года выпуска (занятный такой желто-зеленый агрегат, а на самом деле автомобиль, специально созданный для раллийных гонок) на вопрос о том, как попала к нему эта машина, отвечал лаконично: «Из всякого дерьма собрали».
═
Шпионы в погоне за «БМВ»
═
На самом деле владелец «Москвича» был прав. Вся деятельность ретроавтомобильных клубов завязана на широкой сети осведомителей, которые ищут в провинции раритеты. Вот, например, яблочно-зеленый «БМВ» 1930 года, смахивающий на люльку от мотоцикла без самого мотоцикла, нашли под Минском – ржавый остов валялся в сарае у какого-то деревенского старичка, двигатель обнаружили в соседнем болоте, кое-какие детали раскопали из-под наслоений сгнившего сена.
В истории большинства найденных в России олдтаймеров виден военный след – по окончании Второй мировой рядовые Советской армии везли домой трофейные швейные машинки, а комсостав частенько прихватывал с собой приглянувшиеся автомобили.
Итак, останки некогда гордой машины, созданной специально для альпийских гонок, были выкуплены у старичка за тысячу долларов, что, кстати сказать, чрезвычайно дешево. За подобную рухлядь сообразившие что к чему старички сейчас берут и по десять тысяч, и больше. Затем началась работа. Реставраторам пришлось съездить в Германию, чтобы по музейным записям восстановить облик находки и таким образом получить возможность восстановить утраченные детали. Выяснилось, кстати, что таких «БМВ» было выпущено всего одиннадцать штук.
═
Доноры для старичков
═
На восстановление трофея ушло около года времени и около ста тысяч долларов. Задача реставраторов облегчалась тем, что неплохо сохранились главные части – двигатель, шасси, фары и прочее, вообще же на разрозненные запчасти к олдтаймерам, особенно редким, среди знатоков выстраиваются очереди, как в медицине за донорским органами. А вот покрышки незазорно купить и новые – ряд заводов в Америке и Европе выпускают их по старым технологиям.
Сейчас восстановленный «БМВ» вполне прилично ездит – благодаря доработке двигателя он успешно переваривает «восьмидесятый» бензин, хотя разгоняться на нем до тех 80 км/час, которые возможны, все-таки не стоит. Дело в том, что тормоза у него практически отсутствуют, если не принимать, конечно, всерьез кожаные тормозные колодки – такие машины создавались, по сути, одноразовыми, на одну гонку по альпийскому серпантину.
═
Старость в радость
═
Цены на олдтаймеры у непосвященного человека могут вызвать ужас. Если модель была выпущена ограниченным тиражом или принадлежала знаменитостям, цифра может достигать полумиллиона долларов. Но существуют и низкобюджетные компромиссы. Загорелый, преуспевающего вида мужчина в стетсоне, белой рубахе и с дикарскими бусами на шее – директор по рекламе в крупной компании – вполне доволен своим красным «Кадиллаком» 1976 года выпуска, купленным за 25 тысяч евро на аукционе в Германии. До обретения приставки «ретро» этому автомобилю осталось еще два года, а потом он сможет участвовать в соревнованиях любого уровня, пока же его владельцу остается лишь смотреть, как настоящие «старики», гудя на разные лады, завершают гонку, провожаемые простым подмосковным гаишником в зеленом жилете. В глазах гаишника четко читалось: «Дурдом на выезде».
═
Примерные цены на ретроавтомобили в Москве | ||
Марка автомобиля | Год выпуска | Цена, евро |
Plymouth | 1938 | 3000 |
Willys | 1945 | 4500 |
Mercedes-Benz 280 SE | 1968 | 26 000 |
Jaguar XKE | 1969 | 48 000 |
Ford Mustang Mach 1 | 1970 | 54 000 |
Triumph TR3 | 1953 | 55 000 |
Porsche 356 | 1957 | 69 000 |
Ford Thunderbird Roadster | 1956 | 71 000 |
Pontiac Firebird Trans Am | 1973 | 75 000 |
Ferrari 365 GT2+2 | 1969 | 96 000 |
Bentley Continental | 1964 | 112 000 |
Rolls-Royce III Silver Cloud Flying Spur | 1966 | 137 000 |
Ferrari Dino GTS | 1974 | 146 000 |
Rolls-Royce Phantom II | 1935 | 155 000 |
Lamborghini Miura | 1973 | 420 000 |