На иллюстрации из каталога Тажана – планшет с подборкой русских белогвардейских наград.
Таблица, опубликованная на этой полосе, дает весьма полную картину состоявшихся в Париже торгов аукционного дома Друо с названием «Серебро – Русское серебро». Остается, пожалуй, лишь подчеркнуть некоторые ключевые моменты французского русского аукциона да попытаться передать атмосферу торгов у самого известного парижского комиссар-призера мэтра Тажана.
Беглого взгляда на каталог достаточно, чтобы обратить внимание на преобладание в коллекции предметов «милитарии» (так собиратели называют все, что относится к военному делу, исключая оружие, – знаки отличия и различия, детали одежды, предметы с военной символикой). Этих вещей было так много, что один встреченный московский коллекционер (в недавнем прошлом известный спортивный деятель) заметил, что специально приехал именно для нее, для милитарии.
Надо отметить, что приезжать было за чем: большинство из представленных во Франции вещей в России не обращается. Особенно интересны, конечно, памятники Белого движения, которых в Париже сохранилось в достатке. Хотя справедливости ради стоит отметить, что многие лоты из милитарии вызывали сомнения в их аутентичности. В качестве примера приведу лот № 80 – планшет с надписью «Корниловский полк. 10.06.17» с прикрепленными тремя крестами и кокардой. При эстимейте 500–800 евро планшет достиг высоты в 3 тысячи, хотя невооруженным глазом видно было, что это «недавняя самоделка», как выразился один из присутствовавших. Кстати, взял лот вышеупомянутый коллекционер, а потом все оставшееся время торгов шепотом ругал впередисидящего питерского дилера, дескать, зачем тот поднимал цену, «ведь я же говорил, оставь мне».
Лично мне более всего понравился лот № 42 – «забавная подвеска в форме каски, возможно, кавалергардской». Симпатичная вещица выросла в ходе торгов почти в 20 раз и ушла с молотка за 1925 евро. И безусловный топ-лот также расположился в этой части коллекции. Под номером 121 с оценкой 800–1000 евро выставлялся «редкий крест ордена Святого Владимира 2-го или 3-го класса». Бронзово-эмалевый крест высотой 5,5 см получил кратность 15 и ушел в результате за 13 838 евро. Хотя, по отзывам специалистов, цена его вполне может доходить и до 25 тысяч евро.
К отличительным чертам русских торгов в Париже стоит также отнести сравнительное обилие лаковой миниатюры: вишняковско-лукутинских шкатулок из папье-маше. Дело в том, что этот материал, к которому лично я питаю особую привязанность (когда-то пришлось много работать с лаками), сейчас не пользуется особым спросом у собирателей и потому не часто встречается на открытых торгах. Здесь шкатулок и прочих изделий из папье-маше было немало, и почти все ушли по хорошим ценам. Кроме того, я наконец-то воочию увидел человека, который их покупал для своей коллекции.
Последнее замечание по уровню коллекции. Чуть более трети всех лотов превысили в конце концов уровень одной тысячи евро, остальные расположились ниже тысячи. А общий объем продаж составил 186 тыс. евро.
═
* * *
═
Аукционный дом Друо не похож на привычные солидные британские пространства Кристис и Сотбис. Он несколько напоминает австрийский Доротеум – многоэтажное здание со множеством аукционных залов на всех этажах, с массой одновременно проводимых не самых крупных аукционов. В одно время с русскими торгами Тажана в зале № 4 на втором этаже комплекса на рю Друо проводилось с десяток аукционов Востока, часов и механизмов, европейской живописи и т.д. и т.п. Небезынтересно, что на нескольких из них предлагались вещи русского происхождения (например, графика Н.Гончаровой) и кое-что некоторые из присутствовавших российских антикваров прикупили.
Кстати, о соотечественниках. Попав за день до торгов на предаукционный просмотр, я почувствовал себя в знакомой обстановке. Давно известные лица, большинство, как обычно, – питерцы (почему-то именно дилеры из Северной столицы наиболее активно посещают всевозможные западные торги). Давно известные разговоры: кто-то делит лоты, которые будут разыгрываться завтра, кто-то предлагает только что купленные вещи «с небольшой наценкой». Кто-то договаривается о создании некой Ассоциации русскоговорящих дилеров зарубежья. Последнюю идею, между прочим, активно поддержали представители дома Гелос, присутствовавшие там же. Не знаю, есть ли перспективы у такого объединения, – наших антикваров, проводящих за границей много времени, становится все больше. Если есть – такой союз может стать реальным конкурентом недавно созданной (при активном участии устроителя известных салонов фирмы «Экспо-Парк») Ассоциации антикварных дилеров России. Да и вообще стать активным оператором антик-рынка.
Однако я увлекся рассказом о соотечественниках. Кстати, любопытно будет проследить, какие из купленных при мне на Друо вещей появятся на ближайшем Салоне и по каким ценам. Вернемся к торгам мэтра Тажана. Вел аукцион, как говорили, «сам старый Тажан» – приятный пожилой «jentillehomme». Он был аукционатором, а объявляла лоты руководитель серебряного отдела дома Тажан Таня Барышева. Интересно, что мэтр с интересом, как бы впервые, выслушивал описание каждого нового лота, иногда просил поближе показать ему вещь. Далее, в зависимости от степени удовлетворения лотом, он мог сам повышать начальную цену. Хотя, по-моему, ни одного лота себе он так и не взял. За спинами ведущих иногда возникали один-два телефониста, но, повторюсь, в основном все сметали наши из зала. Зал, к слову, сравнительно невелик – от силы 50 сидячих мест и еще человек 20 могут стоять у дверей. Такая камерность придает торгам домашнее ощущение, чему способствует непременное разглядывание лотов вблизи всеми участниками.
...Подытоживая результаты русских торгов в столице Франции, скажу следующее. Страна эта весьма перспективна по части приобретения здесь предметов антиквариата и старого искусства. Вещей тут по-прежнему много. А средние цены несравненно ниже, чем в столице соседней Великобритании, буквально ставшей в последнее время Меккой для русских и русскоязычных антик-дилеров России и зарубежья.
═
Редакция выражает благодарность компании "Аэрофлот - Российские авиалинии" за помощь в подготовке материала.
═
В Париже Аукционный дом Друо (Drouot) в июне провел специализированные русские торги, уже третьи подряд у комиссар-призера Тажана (Tajan)
Таблица наиболее интересных результатов аукциона ⌠Серебро – Русское серебро■. | ||
Автор, название, описание | Оценка (тыс. евро) | Конечная цена (в евро) |
Серебряный чайный набор из 3 предметов. 1830-е. Вес 1162 г | 1,5–2,5 | 1685 |
Фарфоровая тарелка с изображением кавалериста. ГФЗ, 1925–1935 | 0,3–0,4 | 361 |
А.Вольф. Бронзовая фигура казака с девушкой на лошади. Высота 31. Нач. XX в. | 1,5–2,5 | 3369 |
Орден Св. Владимира 3-й степени. Золото, эмаль | 0,7–0,8 | 2166 |
Серебряная солонка в форме вазы. Высота 18,5; вес 166 г; Москва, 1762 | 0,7–0,8 | 1203 |
Серебряная меморативная медаль с профилем императрицы Марии Федоровны. Вес 26 г; СПб, 1881–1894 | 0,5–0,6 | 602 |
Знак ордена Св. Анны 2-й степени. Золото, эмаль | 0,3–0,4 | 1564 |
Серебряный чернильный прибор с военной символикой. Высота 23,5; длина 25,5; вес 1608 г | 3–4 | 5415 |
Медный самовар с клеймом фабрики Баташева в Туле. Конец XIX в. Высота 38 | 0,2–0,3 | 722 |
Вишняковская лаковая шкатулка ⌠Две тройки■. После 1886 г. | 0,8–1 | 963 |
Серебряная подвеска в виде каски кавалергарда. Высота 2. Вес 10 г | 0,1–0,2 | 1925 |
Ковш из хрусталя в серебре с фигурой богатыря на ручке. Клеймо 14-й артели, Москва, после 1908 г. Высота 36; вес серебра 1256 г | 3–4 | 5415 |
Золото-эмалевый портсигар с дарственными надписями разных людей, среди которых А.Толстой и Сомов. Длина 9,4; вес 188 г | 1–1,5 | 4212 |
Две лаковые спичечницы с клеймами фабрики Лукутина, 1863–1894 | 0,2–0,3 | 1504 |
⌠Военный■ браслет из золота, серебра и эмалей. Длина 18,5; вес 20 г | 7–9 | не продан |
Лаковая сигаретница с лукутинским клеймом, 1881–1894 | 0,2–0,4 | 1083 |
Золотой прямоугольный знак с портретами Николая II и супруги с короной в навершии. Длина 2,8; высота 2,8 | 2,5–3,5 | 3851 |
Серебряно-эмалевая солонка с клеймом Федора Рюкерта | 0,4–0,5 | 1925 |
Памятный железнодорожный знак из золота с эмалями. Вес 16 г | 2,5–3 | 3008 |
Пара хрустальных бокалов с вензелями Николая II и Александры. 1915 г. Высота 21,1 и 15,7 | 0,35–0,45 | 1805 |
Плакетка с корниловскими мемориями (впечатление, что самодельная) | 0,5–0,8 | 3008 |
Ю.Анненков. Soiree macabre. Кит. чернила; 20х26 | 2–3 | 3610 |
Ю.Бонча-Томашевский. Обнаженная девушка под зонтиком. 85х135 | 25–35 | не продано |
Ф.Малявин. ⌠Элегантная■. Карандаш. 32х20 | 1–1,5 | 1805 |
Русская школа. Портрет царицы Софьи. 34х30 | 6–8 | 7220 |
Н.Исаев. Спящая кошка. Масло. 1943 г. 41х48 | 3–4 | 3008 |
И.Прянишников. Девушка шьет. Масло; 48х36 | 6–7 | не продано |
С.Соломко. Кавказские всадники. Масло; 55х45 | 8–9 | не продано |
Русская школа. Портрет князя Потемкина в профиль в овале (по оригиналу Боровиковского). 69х54 | 6–7 | 7220 |
Александр Бенуа. Иллюстрация к ⌠Страданиям молодого Вертера■. Тушь; 36х25 | 2,5–3 | 4813 |
С.Кишиневский. Этюд ⌠Три головы■. Масло; 32х51 | 3–4 | не продано |
А.Соколов. Овальная миниатюра ⌠Сидящая женщина в капоре■. Акварель; 46х32 | 4,5–5,5 | 5415 |
Ю.Клевер-мл. Палитра ⌠Берег реки при луне■. Масло; 46х32 | 5–6 | 6017 |
Медный крест ордена Св. Владимира в эмали (2 или 3-й степени) | 0,8–1 | 13838 |
Десертный набор с клеймом Грачева в коробке (по 12 вилок, ложек и ножей) | 1–1,5 | 4573 |
Гарднеровская бисквитная фигурка ⌠Крестьянин, разбивающий лед■. 1870–1890. Высота 28 | 0,8–1 | 1685 |
Фарфоровая фигурка ⌠Мальчик, чистящий апельсин■ с клеймом Гарднера, 1870–1890. Высота 38 | 1,2–1,8 | 2647 |
Металлический знак Гундаревского казачьего полка 1922 г. Высота 3,9 | 0,15–0,2 | 3008 |
Бронзовая группа ⌠Грузинский мальчик с тремя осликами■. Подпись Лансере. Высота 25 | 2–3 | 4212 |
Серебряное портмоне с клеймами Фаберже и мастера Неваляйнена. Длина 6; вес 60 г | 1,5–2 | 2407 |
Металлический крест ⌠За степную кампанию■ 1918 года | 0,3–0,4 | 2166 |
Серебряная указка с клеймом Сазикова. Длина 28; вес 84 г | 0,3–0,4 | 1324 |
Фарфоровый кофейный сервиз ⌠Тет-а-тет■. 7 предметов. ИФЗ, 1855–1881 | 4–5 | не продано |
Скульптурная группа ⌠Четыре русских офицера за партией в вист■ из дерева с подписью Николая Бенуа. Высота 16,5 | 24–26 | не продано |
Золотой знак с портретами Николая II и Александры. 1909–1911. Вес 12 г | 1,2–1,5 | 4813 |
Хлебниковская овальная сухарница ⌠тромп-ль-ой■. Вес 1198 г | 10–12 | не продано |