Все «Свои». Продюсер Елена Яцура, режиссер Дмитрий Месхиев, актеры Сергей Гармаш и Константин Хабенский (слева направо). Фото Артема Чернова (НГ-фото)
Все главные призы забрал себе Дмитрий Месхиев и его фильм «Свои». Это – главный «Золотой Георгий», приз за режиссуру и приз за лучшую мужскую роль Богдану Ступке.
Лучшей актрисой стала 82-летняя аргентинская актриса Хина Зорилья. Она исполнила главную роль в картине «Разговоры с мамой». Заметим, что все разговоры мамы и ее великовозрастного, пожилого даже, сына ведутся вокруг личной жизни матери, на старости лет решившей завести любовника. Причем любовник существенно моложе ее – ему всего 70. Невероятно жизнеутверждающе.
Спецприз фестиваля получил эстонский фильм «Бунт свиней» – злая сатира на пионерские времена. Как белорусы снимают только про партизан, так эстонцы – только про гнилое советское прошлое. И все бы было хорошо, если бы эту тему не истоптали в свое время советские режиссеры. Достаточно было одного Элема Климова с его «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен!», чтобы закрыть тему.
Приз зрительских симпатий достался «Папе» Владимира Машкова. Чего и следовало ожидать – нагнетание страстей и эмоций, особенно в исполнении любимца публики Владимира Машкова, да еще в роли старого несчастного еврея, не могло не тронуть зрительские сердца. Хотя, на наш взгляд, излишняя театральность, которая в кино становится театральщиной, затянутость и героическое выдавливание из себя эмоций Машковым сильно вредит фильму.
Жаль, что фильму Марины Разбежкиной «Время жатвы» достался лишь приз ФИПРЕССИ. Она заслуживает большего. «Время жатвы», единственным недостатком которого является слишком большой хронометраж, отчего действие моментами топчется на месте, стало действительным открытием не только фестиваля, но и российского кино. Казалось бы, абсолютно метафорическая история об объеденном мышами переходящем красном знамени, сломавшем жизнь целой семье, стала талантливым антигимном любому тоталитарному режиму, исполненным чисто и, прошу прощения за высокопарность, пронзительно.
То, что «Свои» получат главный приз, было настолько предсказуемо, что вызвало удивление только у Месхиева. Двенадцатая картина питерского режиссера, до того ходившего в молодых, крепких, но невыдающихся, стала его звездным часом. Безупречность режиссуры, помноженная на почти безупречность актеров, смогла затмить множество сценарных несуразиц (интервью Дмитрия Месхиева см. «НГ» от 24.06.04) и вывести фильм-экшн на уровень настоящей драмы. «Свои» сразу же стали настолько явным лидером, что, присуди жюри главный приз кому-то еще, впору было бы говорить о пристрастности.
Сейчас, когда все фильмы отсмотрены и все призы розданы, закрадывается крамольная мысль... А не специально ли отборщики, имея на то благословение, зазвали в конкурс фильмы настолько слабые, что впору сомневаться в профессиональной компетентности отборочной комиссии? Не был ли конкурс XXVI ММКФ тем благодатным фоном, на котором не могли не прозвучать фанфары в честь российского кино? Сейчас, когда российское кино наконец поднимает голову, поощрить его таким «прилюдным» образом было бы своевременно и остроумно. Но скорее всего так сошлись звезды на фестивальном небе. Возможно, вставшее с колен российское кино именно в эти дни показало, на что способно. В любом случае решение жюри оказалось хоть и «стремным», как выразился Никита Михалков, но абсолютно справедливым. Мы так долго не любили наше кино – и было за что. Мы уже так слабо верили в то, что чудо выведет его из предсмертной агонии. Мы так старательно сеяли в себе зерна надежды, что время жатвы должно было наступить. Жаль только, что это произошло на безрыбье...