По 30.06. Выставка "Государственные символы России - российский поставщик". Новый Манеж.
Мудрый купчина Золотарев, одетый-побритый в «русском стиле», встречает зрителя сразу за входом в Новый Манеж. Его лицо сурово глядит со старинного портрета – окладистая шелковистая борода и роскошный меховой воротник (по цвету он подобран в тон рыжеватым волосам) убеждают, что староверы встарь были не лишены щегольства. Это особое щегольство традиционализма.
Вся выставка посвящена традиции отношений купцов и фабрикантов с государевым двором. Среди поставщиков были разные типы. И крепкий мужик Сапожников, заросший бородой по самое некуда (портрет этого рыбопромышленника был исполнен Николаем Аргуновым в 1802 году) – архетипический русский герой. И благообразный, бритый на немецкий лад чаеторговец Перлов (1842 год, портрет кисти П.А. Дубровина). И банкир-ювелир Лазарь, маленький сухонький старичок-армянин (его портрет был написан Иваном Аргуновым, знаменитым крепостным живописцем, в 1760-х годах), этот пошел дальше всех – за посредничество в покупке алмаза «Орлов» Лазарь был причислен к дворянскому сословию. От сладких воспоминаний о славном прошлом – портретов и макетов, альбомов и дипломов, казачьих шашек и серебряных зайчиков, выставка плавно переходит к настоящему.
Справа исторические залы венчает эрмитажная икона. «Святой Александр Невский со святыми Титом и Поликарпом» (1879) в роскошном окладе от ювелирной фабрики Овчинникова (тут и бриллианты, и жемчуга, и скань, и эмаль) – настоящий шедевр русских ювелиров, особенно поражает воображение горностаевый подбой княжьей мантии – он выполнен с такой иллюзионистической проработкой деталей, что мех кажется настоящим. Слева – в современных залах – образ Богородицы «Знамение», выполненный в традиционной златоустовской технике травления по металлу современными мастерами. Времена меняются, технологии остаются.
Был некогда в Москве заезжим французом Альфонсом Ролле поставлен парфюмерный заводик. И справа от входа в Манеж, в выставочном зале, можно увидеть фотоальбом, изданный знаменитой питерской фототипией Шерера и Набгольца, в нем – снимок станков, служивших «Ролле и Ко» для производства мыла, а рядом с альбомом – кусок антикварного мыла. Cлева от входа в Манеж – в последнем зале – стоит витрина с гелем «Молоко и мед», туалетным мылом «Диамант» и прочими продуктами, выпущенными преемниками Ролле на фабрике «Свобода». С 1843 года – под разными названиями – она существует на карте Москвы. Была и остается поставщиком Двора. Как бы он ни назывался.
Вывески сменились. Перед революцией – «товарищество Эйнемъ», ныне – фабрика «Красный Октябрь». До февраля 17-го года – Министерство Двора, сегодня – Управление делами президента РФ. Закономерно, что именно это управление выступает одним из покровителей нынешней выставки. Цель выставки - возрождение традиции маркировки лучшей продукции высочайшего качества государственными символами - оказалась идейно близка генеральному спонсору выставки – торговой марке «Кремлевская» (SPI group).
«Кремлевская» – одно из новых имен на торговой карте России (марка была создана в 1990 году, потом, после долгого перерыва, была возрождена в прошлом году). Ныне «Кремлевская» – единственная водка, которая производится по спецзаказу Управления делами президента Рф.