Квентин Тарантино в Каннах уже отгремел. Пришла пора покорять Москву.
Фото Reuters
18–27.06. 26-й Московский международный кинофестиваль. Дом кино, Иллюзион, Кинозал Федерального агентства по культуре и кинематографии, МДМ-кино, Музей кино, «Пушкинский», «Ролан», «Ударник», «Художественный», Центральный дом литераторов.
═
Сегодня вечером английский кинорежиссер Алан Паркер наденет на себя оковы. Причем не только в переносном, но и в прямом смысле – по традиции президент Московского кинофестиваля Никита Михалков на сцене киноконцертного зала «Пушкинский» наденет на председателя жюри большую председательскую цепь. И пойдет отсчет его трудодням.
Паркер уже прибыл в Москву, и первое, что он сделал, – это поразил встречающих, сопровождающих и размещающих скромностью истинно английского джентльмена. Создатель таких лент, как «Полуночный экспресс», «Птичка», «Миссисипи в огне», «Эвита», «Жизнь Дэвида Гейла», и других, прочно вошедших уже в классический реестр мирового кино, слегка стесняясь, выдвинул одно-единственное условие своего существования на московской земле: он согласен жить в любой гостинице (разумеется, пятизвездочной), но только чтобы окна выходили непременно во двор. Удивленные гостиничные мэтры, приготовившие номер с чудесным видом на Кремль, спешно передислоцировали председателя жюри в апартаменты с окошком в московский дворик.
Куда меньшей скромностью порадовал встречающую сторону долгожданный Квентин Тарантино. До последнего момента еще сомневались, приедет ли. Но сомневались зря – Тарантино нынче в процессе мощнейшей раскрутки второй части «Убить Билла», и его приезд в Москву связан, разумеется, не с неловкостью оттого, что несколько лет назад обещал, да не приехал. Просто Россия сейчас – один из самых выгодных рынков для американских кинопроизводителей, к тому же Тарантино решил со своим «Биллом» объехать чуть ли не весь мир. Дорогому гостю выделили роскошный лимузин, в котором Тарантино будет колесить по Москве и ее окрестностям. К лимузину прилагались два сменных шофера – машина-то в его распоряжении круглые сутки, – однако одного Тарантино забраковал. Оказалось, что он не любит менять водителей, и теперь оставшийся водитель будет работать 24 часа в сутки. Впрочем, не только водители, а вообще все, кто хоть как-то связан с приездом режиссера, от скуки не умрут. Еще не успела тарантиновская нога ступить на российскую землю, а путаницы он уже внес достаточно. Обещанным рейсом в час дня не прилетел, и собравшейся толпе аккредитованных журналистов было сказано: «Ждите, прилетит в течение дня. Когда? Трудно сказать. Попозже, может, в шесть вечера, может, еще позже». Конечно, «Криминальное чтиво» фильм занятный, но, право, на свете много куда более интересных режиссеров. Впрочем, таким образом Московский фестиваль берет реванш, ставя точку в своих долгих и невеселых отношениях с капризным Квентином.
Впрочем, фестиваль примечателен не только приездом Тарантино. Будут еще показывать фильмы. Всего обещают представить порядка 140 картин в разных программах, из них 17 – конкурсных. Киноплощадок на нынешнем фестивале будет 9. Разумеется, на самые «крутые» показы попасть будет сложно, на остальные фестивальные картины билеты идут в свободную продажу.
Наконец, возьмем на себя труд обозначить несколько картин, которые, быть может, и не составят славу мирового кинематографа и даже 26-го ММКФ, но на которые есть смысл потратить время. Сразу оговоримся, что сугубо синефильские программы и отдельные фильмы, будь они трижды выдающимися, оставляем за скобками. Например, «Кино Бразилии сегодня» или ретроспектива Алекса ван Вармердама, безусловно, интересны для знатоков, но вряд ли заслуживают интереса кинопотребителей.
═
1. «Дурное воспитание» , Педро Альмодовар, Испания.
═
Очень сильная трагическая картина о последствиях ханжеского католического воспитания, главные герои – гомосексуалисты и педофилы, однако ни грана пошлости в фильме нет. Альмодовар вынашивал этот фильм много лет и не скрывает, что в картине много личного.
═
2. «Свои», Дмитрий Месхиев, Россия.
═
Фильмы о войне, снятые режиссерами молодого поколения, – это всегда интересно. Тем более что Месхиев не пытается, подобно многим сейчас, пересмотреть отношение к Великой Отечественной, а снимает фильм в достаточно традиционном для этой темы ключе. Актеров он подобрал хороших – Богдан Ступка, Константин Хабенский, Сергей Гармаш, Федор Бондарчук.
═
3. «Old boy», Пак Чан-Вук, Республика Корея.
═
Гран-при Каннского фестиваля. Рекомендуется поклонникам Тарантино, особенно его «Криминального чтива», – фильм насквозь пропитан тарантиновским стилем. Детективный сюжет – человек пятнадцать лет провел в заточении и, выйдя оттуда, пытается разобраться, кто и почему его заточил. Много крови, по-корейски вывернутых внутренностей. Как модно нынче говорить, «стильно». Заодно можно поразмышлять, отчего прокатчики пустили фильм под английским названием.
═
4. «Самаритянка», Ким Ки Дук, Республика Корея.
═
История отца малолетней проститутки, который, на свою беду, еще и полицейский. За надругательство над дочерью он мстит жестоко, по-кимкидуковски. Фильм получил Серебряного медведя за режиссуру на Берлинском кинофестивале.
═
5. «Убить Билла. Том 2», Квентин Тарантино, США.
═
Вторая часть дилогии, где Билл получает наконец по заслугам, а кровавая воительница по прозвищу Невеста, она же Черная Мамба, обретает дочь и душевное спокойствие. Фильм, на наш взгляд, далеко не выдающийся, но нашумевший, к тому же Ума Турман доставляет эстетическое удовольствие даже хулителям этой картины – очень породиста.
═
6. «Головой о стену», Фатих Акин, Германия–Турция.
═
Вообще-то разумнее и грамотнее было бы перевести название как «Лобовой удар», но приходится смотреть под тем названием, которое дали. Золотой медведь Берлинского кинофестиваля. Снобы упрекают фильм за модную политкорректность – эмигранты, поиски национальных корней и пр., – но эмоционально драматическая история двух выходцев из Турции, осевших в Германии, здорово задевает. Очень хороши актерские работы никому не известных турецких актеров.
═
7. «Водка – лимон», Хинер Салим, Франция–Италия–Армения.
═
Опять трудности перевода – на самом деле мы имеем деле просто с «Лимонной водкой». Очень остроумный, очень грустный фильм о жизни в постперестроечной Армении, о запоздалой любви, о безденежье, о семейных узах, которые так легко рвутся.
═
8. «Кофе и сигареты», Джим Джармуш, США.
═
Вероятно, на любителя, но фильм завораживает неповторимым джармушевским стилем, с блистательными Роберто Бениньи и Стивеном Райтом.
═
9. «Благословенная Мария», Джошуа Марсон, США–Колумбия.
═
Бедная колумбийская девушка в поисках денег и светлого будущего пристраивается работать «контейнером» по переправке наркотиков из Колумбии в США. На последнем Берлинском фестивале Каталина Сандино Морено получила Серебряного медведя за лучшую женскую роль. Фильм очень традиционный, без новомодных выкрутасов, именно этим отчасти и впечатляет. Главная героиня действительно хороша.
═
10. «Я умер в детстве», Георгий Параджанов, Россия.
═
Документальный фильм племянника Сергея Параджанова, ценный в первую очередь очень сильным куском из неоконченной «Исповеди», письмами Параджанова из тюрьмы.
═
Кинопрограммы Московского фестиваля
═
Дом кино – Большой зал | Конкурсная программа (пресс-показы), ⌠Вокруг света■, Гала-премьеры |
Дом кино – Малый зал | Российские кинопрограммы |
⌠Иллюзион■ | Ретроспективы: Алекс ван Вармердам, Робер Лепаж, Александр Клюге, ММКФ – 45 лет |
МДМ-кино | ⌠Вокруг света■, Гала-премьеры |
Музей кино | ⌠Ателье■, Ретроспективы, ⌠Вокруг света■ |
⌠Пушкинский■ | Церемонии открытия и закрытия XXVI ММКФ, конкурсные показы, Гала-премьеры |
⌠Ролан■ | ⌠Ателье■, Гала-премьеры, ⌠Вокруг света■ |
⌠Ударник■ | ⌠Вокруг света■, Гала-премьеры |
⌠Художественный■ | ⌠Национальные хиты■, ⌠Вокруг света■, Гала-премьеры, Кино Бразилии сегодня |
Центральный дом литераторов | Конкурс ⌠Перспективы■, Гала-премьеры, ⌠Вокруг света■ |