Ив Гобар. Воздух дежа вю. 2001 год.
Фото предоставлено Галереей Ираги
01–15.06. Программа «Французская упаковка». Музей архитектуры им. Щусева, арткафе «Сад».
═
Развалины – наша гордость. В Музее архитектуры это понимают лучше, чем где бы то ни было. Поэтому его директор Давид Саркисян стал самым пламенным защитником старины. А музейный флигель – самым модным выставочным залом.
Обычный скучный формат современной западной галереи – белый квадрат. То есть плоские белые стены и ровный безжизненный свет. Альтернатива этой минималистической геометрии – индустриальный хаос, когда под выставки приспособлено здание какой-нибудь бывшей фабрики, и переплетение ненужных больше труб смотрится интереснее, чем искусство, выставленное в таком помещении. В нашем мегаполисе лучшим альтернативным залом стали дворцовые руины.
Нехватка средств на реставрацию привела к неожиданному результату. В Москве появилось новое пространство, одновременно брутальное и изящное, – жесткость ему придает обнаженная кладка, а легкость рождается из мерного ритма перекрытий. Причем все это – подлинное, старинное. Банальный поход в музей становится романтической прогулкой, а путешественник словно чувствует себя внутри картины Юбера Робера: не хватает разве что дерева, растущего где-нибудь из стены, дырки в потолке да груды кирпичей на полу. А так – все есть: рассеянный романтический свет и дощатый настил, балкон-галерея и точеные лестничные перила с облупившейся штукатуркой. Саркисян превратил вечную русскую нищету в новый московский стиль.
Что в таком месте ни выставь, все будет хорошо. Именно потому, что архитектура места – сама по себе – восхищает зрителя. Но есть и другой закон: в хорошее место стекаются интересные проекты. Нынешней весной каждая новая экспозиция в этом месте любопытна. Сначала был «Текущий Берлин» – рассказ в картинках о взаимозависимости города (Берлина) и реки (Шпрее). Потом выставка «Искусство без оправданий», которая реабилитировала современную абстракцию (не без иронии, конечно). А теперь пришло время «Паранойи».
Есть ли живопись после телевизора? Вот тема французской выставки в МуАре. Ее герои – Селин Берже, Ив Гобар, Наташа Иванова, Ирис Левассер, Флоранс Обрешт, Аксель Пахлави, Рафаэль Рено. Их объединяет интерес к массмедиа как главному производителю образов современности. И к живописи – как к технике, которая может (или не может?) передать безумие телезрителя. Большинство художников впервые выставляется в России. А «Паранойа» была сначала показана в Париже, на «Белых ночах-2003» – ежегодном ночном фестивале современного искусства.
Фестиваль видео в арткафе «Сад» – вторая часть проекта «Французская упаковка». За одну ночь – 4 июня – посетителям покажут работы около 20 русских и французских видеохудожников.