'Стильная штучка' Рената Литвинова хороша в любом интерьере. Даже в театральном.
Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)
29.05, 02. 03.06. «Вишневый сад», постановка Адольфа Шапиро. МХАТ им. А.П. Чехова.
═
Адольф Шапиро уже ставил «Вишневый сад». Я видел его спектакль в БДТ им. Товстоногова – спектакль, в котором Евгений Лебедев успел сыграть Фирса, отчего история сада читалась как история самого БДТ. В тот раз соавтором Шапиро был художник Эдуард Кочергин, выстроивший на сцене огромный деревянный ангар, и в этот ангар – в сам дом – пророс маленькими чахлыми кустиками-деревцами сад. На сей раз, во МХАТе им. Чехова, «Вишневый сад» стал частью фестивального триптиха, третьим и заключительным аккордом чеховской трилогии «Черешневого леса» – после «Чайки» Кончаловского и «Дяди Вани» Карбаускаса. Художником спектакля выступил другой классик российского театра Давид Боровский (художник по свету – Глеб Фильштинский).
Как и в предыдущих двух спектаклях, в «Вишневом саде» заняты не только артисты чеховского МХАТа; Лопахина, Епиходова, Шарлотту и Яшу играют актеры «Табакерки», в роли Гаева – Сергей Дрейден из БДТ, а главной приманкой и главным сюрпризом «Сада» стало участие в нем Ренаты Литвиновой, которую Адольф Шапиро пригласил на роль Раневской. Вот кого и чего с нетерпением ждет и театральная общественность, и в немалой степени – светская публика. Один телеведущий уже имел опыт сотрудничества с Художественным театром, закончившийся бесславно как для театра, так и для него самого; теперь пришла очередь «стильной штучки» Литвиновой попытать счастья. Правда, из мхатовских стариков в спектакле Шапиро занят один-единственный Владимир Кашпур (он репетирует Фирса), так что, возможно, священного ужаса перед великими подмостками Литвиновой удастся избежать: все ж менее страшно начинать не одной, зная, что соседи по сцене – такие же дебютанты и дебютантки в этих стенах. Исключение составляет, пожалуй, только Андрей Смоляков из Театра Табакова, которому в «Вишневом саде» досталась роль Лопахина. Смоляков уже играет во МХАТе – в «Осаде» и «Кабале святош» (и, кажется, он единственный, кого Шапиро занимал во всех своих спектаклях).