Перформанс стал картиной: на 'Арт-Москве' радикальное искусство прикидывается классикой.
Петр Караченцов. Фотовспышка. 2004.
Фото предоставлено автором
25–30.05. «Арт-Москва», 8-я международная художественная ярмарка. ЦДХ.
═
«Арт-Москва» за год выросла: с 37 до 45 участников. Но главное – не количественный рост, а качественное изменение.
Пожар пошел ей много к украшенью... После растворения Манежа в небытии (вместе с одноименной ярмаркой) ЦДХ превратился в площадку, у которой нет конкурентов. Были и будут, конечно, попытки организовать «салоны лучших галерей», например, в «Сокольниках» или в комплексе «Инфопространство», но эти попытки игнорируют одну, очевидную для Москвы, истину: художественная ярмарка – это не промышленная выставка, круг ее возможных посетителей гораздо шире ее клиентуры в узком смысле, а значит, такое событие может проходить только в месте «пригретом», «насмотренном», там, куда по привычке потянется зритель, привычный к созерцанию разного рода красот. И теперь «Экспо-Парк» (компания-устроитель «Арт-Москвы») наконец встал в позицию доминирующего игрока на рынке современного искусства.
45 участников по нашим масштабам – нормально. По европейским – маловато: на порядок меньше, чем на «Арт-Кельне», в три раза меньше, чем на «Арт-Форуме» (Берлин). Главное – тенденции. Впервые на «Арт-Москве» присутствуют галереи из Италии, Швеции и Швейцарии (хотя общее число иностранцев мало изменилось – на сей раз участвуют 13 против 12 в 2003 году, когда на ярмарке высадился десант австрийских галерейщиков). Расширяется российская территория современного искусства – так, в этом году впервые на ярмарке будет представлен город Новосибирск. Но главное – это новые галерейные имена.
Новички стоят внимания. Прежде всего «Стелла», начавшая свою деятельность в прошлом декабре и пока что единственная в Москве галерея, которая работает только с западным искусством второй половины XX века. Так что нашей публике уже знакома живопись Алекса Каца (на ярмарке будет одна вещь из тех, что уже выставляли на его недавней персоналке в «Стелле»). Но вот Дэвид Салле знаком скорее по имени, чем по работам (пока что привезут две, а в здании самой галереи экспозицию Салле откроют 10 июня). Это искусство дорогое (для нашей метрополии) в самом буквальном смысле слова – творение Каца стоит 100 000 долларов, цены на живопись Дэвида Салле колеблются обычно от 80 000 до 150 000 долларов. Но бесценным подарком должны стать три работы Ильи и Эмилии Кабаковых, выполненные уже на Западе, то есть не те старые листы из альбомов, которые уже долгие годы пылятся в столице, а такие вещи, которых никогда не было на русском рынке. Галерея «Стелла» – эксклюзивный представитель Ильи Кабакова в России, соорганизатор его грядущей выставки в Эрмитаже.
Анатолий Осмоловский, в прошлом – бурный радикал, окончательно переквалифицировался в галериста. Галерея «Франция» переименована в «Осмоловский-студио» и представит совместный проект то ли дуэта, то ли дуэли. 2 картины Петра Караченцова и 2 картины Анатолия Осмоловского будут вывешены напротив друг друга – как 2 грани современного искусства: холодный фигуратив Караченцова и абстракция Осмоловского, сделанная при помощи... пыли. При этом в работах Осмоловского присутствуют едва заметные глазу рифмы с работами Караченцова.
Наташа Селиванова, в прошлом – парижанка, превратилась в московскую галеристку. Лет семь тому назад Селиванова выставляла русскую боеголовку (проект Алексея Беляева) на дальних задворках площади Бастилии – мощь русского оружия, вывезенного за рубеж, впечатляла. Ныне ее московская галерея выставляет Наталью Жерновскую: художница готовит альбом «Балеты Ролана Пети в Москве». Книга будет издана в 2005 году. Часть снимков, посвященных московским постановкам французского балетмейстера, можно будет увидеть уже на «Арт-Москве».