Профессия декоратора стара как мир. Вернее, она стара, как мир королей и ханов, царей и фараонов. Потому что это ремесло сводится к созданию интерьера из эксклюзивных материалов и предметов на потребу богатого клиента.
Древние египтяне считали жизнь вечную более важной, чем жизнь земная. Их декораторы свой главный след оставили в усыпальницах. Владыке было необходимо демонстрировать свою власть в двух мирах – путем преображения предметной среды. Так создавался культ.
Государь всегда жил «под надзором» своих подданных. Ни одна сторона его жизни не была непубличной. Даже если речь шла об опочивальне или резном стуле с дыркой посередине – задачей этих предметов было подчеркивать могущество властелина и его богатство. Сакрализация правящей персоны вела к тому, что и на принадлежащие ей предметы распространялся ее «божественный» отпечаток. А задача декоратора заключалась в том, чтобы верно угадать вкус своего князя, и потворствовать ему.
Шарль Лебрен, декоратор Версаля, создал вечный памятник королю-солнцу. Как планеты вращаются вокруг своей звезды, так и интерьер больших королевских апартаментов закручен вокруг изображений Людовика – символических, аллегорических и портретных: от бюста работы Бернини до солнца, вышитого на золотой парче обоев. Версаль – вот высший пример европейского декораторского искусства. А барокко – самая театральная из всех художественных эпох.
Дворец в XVII веке становится театром. А театр подражает дворцу. Придворные декораторы не гнушаются оформлять театральные представления. И даже сын придворного обойщика Жан-Батист Поклен (Мольер) уходит от прибыльного и престижного отцовского ремесла. Новое отношение к театру и возросший престиж актерской профессии приводят к тому, что театрально-декорационное искусство постепенно выделяется в особый жанр. А слава театральных декораторов к началу XX века затмевает собой славу декораторов дворцовых.
Придворный декоратор Кристиан Янк сохранил для потомков красивую сказку о короле Людвиге. Последний баварский король представлял себя Лоэнгрином, и Янк оформил замок Нойшванштайн в вагнеровском духе. Замок на альпийском склоне весь – оперный задник, созданный из вечных материалов. Тут театральное и дворцовое искусство оформления интерьеров слились воедино.
«Если вы хотите быть дизайнером, вы должны сделать выбор: либо принимать разумные решения, либо зарабатывать деньги», – писал Ричард Бакминстер Фуллер, гуру современного дизайна. Конечно, декоратор выбирает второе. Нет ничего неразумнее, чем растворяться в клиенте. А декоратор должен делать это.
Ремесло декоратора по своей сути прямо противоположно профессии дизайнера. Декоратор работает с эксклюзивными материалами, дизайнер – с массовыми, декоратор служит элите, дизайнер – массе. Сама концепция дизайна – детище XX века. В эпоху массового производства промдизайнеры вытеснили старое ремесло декоратора на обочину, в гетто. Богатейшее гетто в арт-мире.