Неизвестный автор. Семья Зарубиных на даче летом в Финляндии, конец XIX – начало XX в. Из собрания Московского дома фотографии.
Фото с выставки «Семейный портрет ХIХ века» предоставлено Московским домом фотографии
Есть такое нерасторжимое сочетание увядания и радости, которое заложено в самом характере старинной фотографии. Увядание связано с материалом – этими пожелтевшими или побуревшими карточками: так время работает над физической основой снимков. А радость – с переживанием времени, которое происходит в сознании зрителя. Ведь чем дальше от нас событие, тем невероятнее выглядит его след, оставленный на бумаге или пластине. И документальный портрет императрицы Марии, выполненный в середине XIX века, сегодня выглядит гораздо фантастичнее, чем виртуальные фантазии современных художников. Встреча с человеком, рожденным два столетия назад, возможна только в пространстве фотографии.
Пушкин чуть-чуть не дожил до изобретения фотографии. А жаль. Но Музей А.С. Пушкина (литературный) попытался заполнить этот пробел: в мини-экспозицию «Семейный портрет ХIХ века» вошли снимки людей из окружения поэта, взятые из музейного собрания (кроме них, представлена случайная подборка портретов того же времени из других коллекций). Еще одна небольшая выставка в том же музее называется «Русская светопись. Штрихи к истории». Из разных источников собраны пейзажи и портреты, документальные фотографии и пикториальные снимки, дагеротипы и бромойли, то есть сказано понемногу обо всем. Единственное, что объединяет снимки, это время – от начала русской фотографии и до 1917 года. Для дилетанта эта подборка может стать очень кратким курсом по русской дореволюционной фотографии, хотя и написанным без всякого систематизма и должных пояснений.
Фотография – следующий шаг после изобретения печатной графики. Об этом – полузабытом – родстве напоминает образ, созданный Мироном Шерлингом в технике офорта, – мастер переводил изображение с негатива на бумагу так, что результат уже нимало не напоминает о своем фотопроисхождении. В этом – максимальном – cближении светописи с другими изящными искусствами и состояло его мастерство пикториалиста, «Веласкеса в фотографии» (как назвал Шерлинга художник Исаак Бродский в благодарственной подписи под другим шедевром Шерлинга – портретом Бродского, исполненным в крайне романтической манере). Подборка работ Мирона Шерлинга извлечена из хранилища Российской государственной библиотеки по искусству. Кроме них в Музее Пушкина можно увидеть, скажем, снимки Кремля после большевистских артобстрелов в ноябре 1917 года.
Еще одна выставка откроется для посетителей в четверг. Ее название – «Старые города России» – точно отражает суть. Кострома, Ярославль, Рязань – это все областные центры, где еще можно представить себе москвича, заехавшего в местный музей. В Кинешме или Ельце энтузиазма на это не у многих хватит. К тому же местные фотосокровища обыкновенно скрыты от взора за семью архивными замками.