На сцене МХАТа растянули гамак: готовятся к премьере 'Дяди Вани'.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)
14.05. «Чайка». Режиссер – Андрей Кончаловский. Академический театр им. Моссовета.
18.05. «Дядя Ваня». Режиссер – Миндаугас Карбаускис. МХАТ им. А.П. Чехова.
═
«Лестница закрыта, попасть на спектакль можно сейчас только на лифте», – предупреждали всех, кто в последние дни приходил в Театр имени Моссовета, чтобы увидеть спектакли, которые играют на «Сцене под крышей». На большой – репетировали «Чайку». Нужна тишина.
Говорят, Кончаловский репетирует с утра и до самой глубокой ночи. Говорят еще, что на премьеру 14 мая пожалует президент России: об этом лучше, конечно, знать заранее, чтобы не заморачивать голову автостоянкой и тому подобной дребеденью и ехать в театр на метро.
В середине 90-х Кончаловский по приглашению Джорджо Стрелера ставил «Чайку» в парижском театре «Одеон». И тогда же у известного московского продюсера Давида Смелянского возникла идея возобновления этого спектакля в Москве. Смелянский даже летал в Париж, чтобы договориться о покупке декораций итальянского художника Эццио Фриджерио, постоянного соавтора Стрелера. Тогда из этой затеи ничего не вышло. Вышло сейчас: «Чайка» – первая из трех чеховских премьер, заявленных в афише фестиваля «Черешневый лес». Следом будут «Дядя Ваня» в постановке Миндаугаса Карбаускиса и «Вишневый сад» Адольфа Шапиро. В дирекции «Леса» утверждают, что все три спектакля создаются на фестивальные деньги с тем, чтобы после того, как фестиваль закончится, подарить их театрам. Каждый спектакль – как хлопушка с сюрпризом: в «Чайке», например, Нину Заречную репетирует супруга Кончаловского Юлия Высоцкая, а в роли Аркадиной – Ирина Розанова, которая работала на Малой Бронной, пока театром руководил Сергей Женовач, ушла из театра вместе с ним и потом – практически не выходила на сцену. В «Дяде Ване» – массивная декорация Олега Шейнциса, для ее установки требуется три рабочих дня (все потери, надо полагать продуманы продюсером спектакля Олегом Табаковым), заглавную роль репетирует Борис Плотников. В «Вишневом саде» на роль Раневской Шапиро пригласил Ренату Литвинову, до того не имевшую театрального опыта. Все интересно.
Накануне премьеры я спросил Андрея Кончаловского о том, в какой степени его новая «Чайка» повторяет прежнюю, десятилетней давности, и что в новом спектакле хотелось повторить из той, не увиденной в России работы. «Когда играешь симфонию Прокофьева и дирижируешь, то не спрашивают же дирижера: вот вы играли десять лет назад в Питсбурге, а сейчас дирижируете в Нью-Йорке, что хочется повторить? Ответ такой: ноты, повторить ноты надо. А ноты написаны очень серьезные и ответственные, это же великий писатель! Поэтому надо повторить текст. А уж вопрос интерпретации не зависит от возраста того, кто интерпретирует, от того, как режиссер меняется. Собственно, работа режиссера сводится к тому, чтобы он попытался понять автора. А уровень понимания автора зависит от его интеллектуального уровня, растет ли он, учится ли он чему-то в жизни и т д.», – считает Кончаловский. На вопрос о продолжительности спектакля (естественное любопытство: в прошлом сезоне публике пришлось иметь дело с шестичасовым «Вишневым садом» Някрошюса) Кончаловский говорит: «Мой спектакль будет длиться ровно столько, сколько его интересно смотреть».