23.04–09.05. III Московский международный фестиваль рисованных историй, комиксов и манги «КомМиссия-2004». Центр современного искусства М’Арс.
═
Россия – родина комикса. Так же как слоны и радио, рассказы в картинках существовали в России задолго до появления их на Западе. Только назывались они по-другому – лубками. И вымерли после революции, как мамонты после оледенения.
Лет десять тому назад современного комикса на Руси еще не было. Зато был энтузиаст – Хосе Аланиз, работавший в одной из московских англоязычных газет: Хосе сам рисовал смешные картинки для своего издания и заодно писал тезисы по восточноевропейскому комиксу то ли в Беркли, то ли где-то еще на Западе. Хосе был в восторге от югославов и просил моей помощи в поиске русских объектов для своей диссертации. Русских комиксистов было мало. Илья Китуп – но он уже уехал в Германию. Жора Литичевский – но он уже стоял на пороге отъезда. Были еще несколько коммерческих комикс-проектов – довольно вялых...
И вдруг! Три дня назад директор Французского центра вручает мне красиво отпечатанную брошюру. На ее обложке черным по белому написано «Французский и франкофонный комикс». Оказывается, в Москве уже третий год подряд проходит фестиваль рисованных историй. И в этом году в центре внимания – французские участники.
Моими первыми комиксами были приключения Пифа, изданные русским издательством на каком-то индонезийском наречии. При Брежневе немного было свежих западных книг, которые можно было свободно купить в магазине. Как ни странно, на Зубовском, в Доме книги, продавали комиксы про Пифа не только в русско-индонезийском, но и в оригинальном французском варианте. Три такие книги были гордостью моего детства. Из них я хорошо помню иностранное слово «вруууум» (обозначает стремительное движение). Но старина Пиф давно умер, а французский комикс на месте не стоит.
Паскаль Рабате проиллюстрировал толстовского «Ибикуса». Жорж Волински нарисовал «Женские (и мужские) права». Бенжамен Струн вообще ведет курс по истории комикса в Женевском университете. Комикс – это не только красота возвышенного идиотизма, комикс – это очень серьезно. Окончательно убедить в серьезности этого занятия может пример Андре-Марка Делок-Фурко. Человека, при имени которого сразу портится настроение у российских музейных бюрократов.
В России Андре-Марк известен как почетный личный враг Ирины Антоновой, пожизненного директора Пушкинского музея. Также господин Делок-Фурко – потомственная головная боль всех наших министров культуры, начиная по крайней мере с товарища Демичева. Причина в том, что Андре-Марк – прямой наследник Сергея Щукина, знаменитого русского собирателя, и время от времени (как только очередные картины Матисса из щукинской коллекции везут на зарубежные гастроли) он заявляет о своих законных правах. Шум в прессе, скандал... И никакого результата.
Завтра Андре-Марк Делок-Фурко впервые выступит в России как директор Национального центра комиксов в Ангулеме. 24 апреля он прочтет в «М’АРСе» лекцию. И, наконец, расскажет русской публике о рисованной истории как высоком произведении искусства.