Ирма Ниорадзе хочет блистать в 'Сапфирах'.
Фото предоставлено организаторами спектакля
27.04, 28.04. Балет «Сапфиры». Театр «Новая опера».
═
У Джорджа Баланчина есть три балета под общим названием «Драгоценности». Великий балетмейстер в 1967 году перевел в танец впечатления от встречи с Клодом Арпелем, знаменитым нью-йоркским ювелиром. Блеск ювелирной коллекции покорил Баланчина, и, сочиняя балет, он виртуозно сыграл танцем на цветовой разнице лучей света, преломленного гранями драгоценных камней. В баланчинский цикл входят элегантные холодноватые «Бриллианты», роскошно-вальяжные «Изумруды» и острые пламенеющие «Рубины». Но хореограф охватил не все дорогие минералы – только три, хотя есть сведения, что Мистер Би собирался сочинять «Драгоценности» и дальше.
Восполнить пробел в год столетия со дня рождения Баланчина взялась петербургская балерина Ирма Ниорадзе. Она много танцевала Баланчина у себя в Мариинском театре. А в собственном проекте Ирме захотелось превратить триаду в тетралогию – добавить к вышеназванным камням еще «Сапфиры» на музыку Мендельсона и грузинского композитора Дато Евгенидзе. Так называется балет, мировая премьера которого пройдет в Москве.
Для проекта приглашены хореограф Георгий Алексидзе и парижский знаток мод Александр Васильев в качестве сценографа, режиссером Ниорадзе взяла Андриса Лиепу, а себе отвела партию главной драгоценности. Действие балета происходит на светской вечеринке, куда приглашен гостем сам Джордж Баланчин. Потанцевав с Хозяйкой вечера (Ниорадзе) и вдохновившись блеском драгоценностей на присутствующих дамах, маэстро тут же сочиняет новый балет про сапфиры. «Драгоценности» буквально «отражают» цвет камней, а кроме того, считаются профессиональным посвящением хореографа трем известным школам классического балета («Изумруды» – зеленый цвет костюмов и французская школа, «Рубины» – красное и американская школа, «Бриллианты» – серебристое и русская школа). Поэтому, чтобы не нарушать систему, синего цвета «Сапфиры» – синтез классики с разными танцами, от степа и вальса до танго и чарльстона.
Кроме нового спектакля, соратники Ниорадзе по Мариинскому театру (Фарух Рузиматов, Игорь Зеленский, Юлия Махалина и Илья Кузнецов) исполнят фрагменты из «Драгоценностей» и двух других балетов Баланчина – «Аполлона» и «Симфонии до-мажор», а также Па-де-де на музыку Чайковского. В недрах проекта имеется настоящий специалист по Баланчину: танцовщик Зеленский много лет был приглашенным солистом «Нью-Йорк сити балле» и из первых рук знает, как надо исполнять танцы Мистера Би. Для амбициозных авторов «Сапфиров» Москва и сцена «Новой оперы» – лишь площадка для обкатки проекта: в конце года новый балет везут в Великобританию.