До 23.04. Фестиваль «Островский в доме Островского». Малый театр.
Биеннале «Островский в доме Островского» проходит в Москве на сцене Малого театра начиная с 1993 года. В этот раз с постановками приехали театры из Костромы, Самары, Архангельска, Вологды, Петербурга. В афише десять названий – пять спектаклей показывает «принимающая сторона», Малый театр.
Главная цель фестиваля – показать работы провинциальных артистов. Понятие провинции, естественно, здесь сугубо географическое – провинция, как и разруха, всегда в голове. А география у фестиваля за 12 лет сложилась широкая – от Владивостока до Архангельска.
Островский – молодеющий с годами драматург, как выразился один из гостей фестиваля. А директор Бахрушинского музея, театровед Борис Любимов на открытии предложил задуматься над фестивальным лозунгом. «Назад к Островскому»? Но архаическое прочтение, реконструкция быта редко бывают интересны и удачны. «Вперед к Островскому»? Не очень хочется поверхностных и эпатажных вывертов. Островский всегда вглубь, всегда объем, пришел к выводу Борис Любимов, и все с ним согласились.
Не случайно два крупнейших театра – чеховский МХАТ и «Ленком» в течение одного сезона решили обратиться к одной и той же пьесе «Последняя жертва» (ленкомовская премьера ожидается в конце весны). Значит, нерв современности не уходит из текстов Островского, раз практически ни один репертуарный театр, что ни сезон, не обходится без спектакля по Островскому.
Юрий Соломин рассказал собравшимся о встрече Владимира Путина с ним и с Валерием Фокиным (Александринский театр) как руководителями театров в ранге национального достояния, своеобразных музеев русской драмы, и о своем предложении отметить в следующем году годовщину указа 1756 года Елизаветы Петровны, ознаменовавшего рождение профессиональных театров в России – первая такая труппа возникла при Московском университете. А уже в 1824 году драматическая труппа Московского императорского театра отметила новоселье на Петровской, ныне Театральной площади, и театр обрел свое нынешнее имя – Малый. Соломин предложил отметить это широко и театрально – Малому и Александринке поехать с гастролями по России, двигаясь навстречу друг другу и встретиться где-нибудь посередине – в Екатеринбурге, например. В отсутствие развитой российской гастрольной практики это было бы роскошным подарком всем любителям театра страны, убежден Юрий Соломин.
А пока Самарский театр драмы показывает «Доходное место» в постановке Вениамина Фильштинского (16 апреля), «Позднюю любовь» Архангельского театра драмы (18 апреля), «Бальзаминов, Бальзаминов!..» из Вологды (20 апреля), «Бешеные деньги» петербургского ТЮЗа имени Брянцева (22 апреля). Билеты недороги, в среднем 200 рублей, и пользуются большим успехом у московских театралов. Они, видимо, давно поняли, что провинция – понятие не эстетическое, а географическое.