18, 19.04. Премьера «Грозы». «Современник».
Нина Чусова – один из тех, кого числят в лидерах нового режиссерского поколения. Поколения нахалов, которым все одно – что Равенхилл, что братья Пресняковы, что Чехов с Островским, – к мандатам у них, как писал поэт, почтенья нету. Может, и хорошо, что нет?
Чусова, кажется, без труда все для себя решила, разобралась и разложила по полочкам – где она «деньгу зашибает», а где – высокое искусство творит. Те же самые критики, которые недавно без жалости разнесли ее «Фаллоимитатора» в Театре эстрады, выше Александрийского столпа вознесли ее работу в «Современнике» – «Мамупапусынасобаку». Сразу после этого она выпустила в Театре Пушкина «Вия» и получила приглашение от Табакова во МХАТ, где, вероятно, скоро приступит к репетициям «Тартюфа».
В «Современнике» сотрудничеством тоже остались довольны и предложили Чусовой поставить что-нибудь еще. «Чем-то еще» оказалась «Гроза» Островского, русская трагедия.
В театре, правда, предупреждают, что пьеса Александра Николаевича стала только импульсом к премьере, которая уже на подходе. Кое-что, конечно, напомнит о первоисточнике, но в целом, говорят, много будет в спектакле нетрадиционного и неканонического – как по отношению к трагедии Островского, так и в том, что касается интерпретации давно уж ставших каноническими героев. Поскольку одна «неканоническая» «Гроза» в Москве уже идет – в постановке Генриетты Яновской, в Московском ТЮЗе, – публике, как говорится, не привыкать. Но – на всякий случай – на афише имя автора спустили на одну ступеньку, назвав «Грозу» фантазиями на темы пьесы Островского.
Распределение ролей и вправду интригует: Елена Яковлева репетирует Кабаниху, а Чулпан Хаматова – Катерину, роль Бориса досталась писаному красавцу Юрию Колокольникову, а Владислав Ветров, только что сыгравший у Анджея Вайды Верховенского, у Нины Чусовой играет Дикого. В роли Кудряша – Дмитрий Жамойда. Музыку к спектаклю пишет «Пан-квартет», непременный соавтор всех последних новаторских прочтений классических пьес (последний пример – «Мещане» Серебренникова), художник спектакля – Александр Бродский, знаменитый архитектор, один из лидеров «бумажной архитектуры» (из реализованных проектов можно назвать неоклассицистский бар в банкетном зале «Метрополя»). Костюмы – Павла Каплевича. Так что скучать не придется.