И завтра снова будет зал. Вопрос только в том, что в нем будут показывать.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)
«Пожар пошел ей много к украшенью». То есть Москва стала лучше после грандиозного пламени 1812 года. И вправду. Осип Бове после пожара фактически заново создал планировку городского центра, заложил ансамбль площадей вокруг Кремля и построил несколько зданий, входящих и сегодня во все путеводители. «Реставрации» тогда не было, потому что Москва сгоревшая была Москвой деревянной.
К чему сегодня сводятся речи в защиту Манежа? К «мильону терзаний» по поводу, во-первых, уникального архитектурного сооружения. И, во-вторых, по поводу «самого большого выставочного зала Москвы». Архитектура Манежа уникальна – спору нет. Уникальность его как выставочного зала легко поставить под сомнение.
После перестройки Манеж стал коммерческим залом. Его использовали в основном под бизнес-экспозиции (типа «Химчистка и прачечная-2001»), под которые он, кстати, был технически не приспособлен. Мероприятия в сфере искусства (типа ярмарки «Арт-Манеж» или выставки Ильи Глазунова) вызывали к их организаторам только недоуменные вопросы (о чем не раз писала «НГ»), художественные выставки безостановочно проводили лишь на новых этажах Манежа – втором и третьем, а также в небольшом заднем помещении, занятом галереей «Манеж», но вместе их площадь не составляла и пятой части всех выставочных площадей здания. Реконструкция Манежа – какой бы она ни была – может быть признана успешной только в том случае, если он вернет себе прежнее значение – центрального выставочного зала страны, которое было заложено еще в советское время. Зачем в центре Москвы нужен огромный коммерческий выставочный зал неясной принадлежности с непрозрачной системой финансирования и уплаты налогов? Неужели оборудование для мытья автомобилей нельзя выставлять в Сокольниках или на Красной Пресне? А не напротив Кремля?
Проблема не в том, что старые здания горят и сгорают. Проблема в том, как именно это влияет на городской культурный ландшафт. Пожар в Манеже, несомненно, уже влияет на него благотворно. Потому что сегодня наконец можно и нужно говорить не о том, как восстанавливать здание Манежа, а о том, как восстановить его культурную функцию. Потому что именно она давно и прочно «сгорела».
На рынок искусства пожар в Манеже уже оказал самое положительное влияние. В силу пожара поднялись акции извечного противника ярмарки «Арт-Манеж» – «Арт-Москвы». По информации «НГ», в этом мае в «Арт-Москве» примут участие в два раза больше галерей, чем было в прошлом. Так что консолидация вокруг более успешного участника рынка произошла. Хотя поводом для нее и послужило не самое приятное событие.