Инсталляция Бориса Орлова стала одним из главных экспонатов новой выставки «Москва-Берлин».
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
В новой Европе нет стран более близких России, чем Германия. Бывшие «братские республики» стремятся забыть русский язык как можно быстрее. Бывшие союзники СССР по Варшавскому договору уже отгораживаются от Москвы прочными стенами военных союзов. «Православные братья» и вовсе забыли о мифическом братстве по вере. Единственным другом России в последние годы была и остается Германия. Речь, конечно, идет о дружбе культур.
Возьмем только 2003 год. Главная тема Франкфуртской книжной ярмарки – Россия. Мариинский театр показывает тетралогию Вагнера «Кольцо нибелунгов» на сцене самого большого концертного зала Европы – Фестшпильхауса в Баден-Бадене. Выставка «Берлин–Москва» проходит в Мартин-Гропиус-Бау, в Берлине. Каждое из этих трех событий по отдельности могло бы быть просто деталью немецкой культурной жизни. Вместе с десятками других – менее масштабных – проектов они входят в одну парадигму. Германия как никакая другая страна Европы хочет присутствия России на своей культурной сцене.
Россия, наоборот, нуждается в немецком внимании. Возьмем хотя бы художников. Начиная по крайней мере со знаменитого "Бинационале: Советское искусство около 1990 года» – выставки в Кунстхалле Дюссельдорфа, организованной в 1991 году Юргеном Хартеном, и до сего дня ни одна другая страна не оказывала такого влияния на современную российскую артсцену (недоброжелатели писали даже о «немецком управлении в современном российском искусстве»). Культурный союз Германии и России кажется прочным – как никакой другой союз.
Чем объяснить такой интерес и такое влияние? Можно, конечно, списать его на старые раны. Увидеть в нем взаимную страсть побежденной страны и державы-победительницы (в духе Владимира Сорокина), если бы после войны не прошло больше полувека, и старые раны не затянулись давным-давно. Они частенько дают о себе знать застарелыми ноющими болями – скажем, в дискуссии вокруг принадлежности картины Рубенса, но никак не определяют общей картины. Так что причину нужно искать где-то в другом месте.
Германия стремится быть лидером новой Европы. И Россия – ее самый важный союзник на этом пути. Ведь мгновенное (в масштабах истории) объединение Германии стало возможным только благодаря доброй воле советских лидеров. В новой европейской ситуации, когда на смену прежним «национальным государствам» пришел единый наднациональный союз, единственным критерием отличия государств становится их культура. И поэтому поддержка культуры становится одной из основных задач государства (недаром несколько лет назад в Германии наконец появился свой Минкульт). Конечно, принцип: мы поддерживаем тех, кто поддерживает нас, действенен до сих пор. Но главное даже не в нем, а в том, что «культура» в такой ситуации является мощным политическим ресурсом. А Россия – кладовая талантов. Союз немецких денег и русских талантов продолжается – к взаимной радости русских талантов и немецких политических акционеров.