02–12.04. Фестиваль «Золотая маска-2004». Театры Москвы.
Если внимательно посмотреть на конкурсную программу нынешней «Золотой маски», станет понятно, как много в ней спектаклей, сделанных молодыми режиссерами. Что выйдет из противоборства великих стариков с молодыми живчиками, станет ясно только 14 апреля, в день объявления лауреатов, а пока нужно идти и смотреть, почему выдвинут тот или иной спектакль.
02.04. «Пленные духи». Центр драматургии и режиссуры Алексея Казанцева и Михаила Рощина.
Спектакль Владимира Агеева по пьесе братьев Пресняковых, творчески переосмысливших героев Серебряного века Андрея Белого и Александра Блока и их личную жизнь. Много шуток и всяческого театрального постмодернизма. Рекомендуется людям с ироничным взглядом на судьбы русской поэзии.
06.04. «Золото нартов». Театр имени Маяковского.
Владикавказский театр «Арвайден» сотворил величественное действо по мотивам народного эпоса. Поражает воображение множество полотен-занавесов с хитро зашифрованными цветовыми письменами и бесконечные массовые сцены. Танцы ставила Татьяна Баганова. Нартский эпос сопротивлялся йоге, но результат вышел любопытным.
07.04. «Правда хорошо, а счастье лучше». Малый театр.
Самый удачный Островский минувшего сезона в постановке Сергея Женовача. Чудесные актерские работы Евгении Глушенко, Людмилы Поляковой и Василия Бочкарева. Гарантировано улучшение настроения и желание прогуляться до Замоскворечья.
08.04. «Похождения повесы». Новая сцена Большого театра.
Режиссер Дмитрий Черняков уйдет с этого фестиваля увешанный «Масками» – помимо оперы Стравинского номинировано (в шести номинациях) его новосибирское «Двойное непостоянство», показанное в марте. «┘Повеса» – пример рафинированной интеллектуальной оперы, европейской продукции, пока нечастой на российской сцене. Отличная световая партитура Глеба Фильштинского и партия Бабы-Турчанки.
08.04. «Мамапапасынсобака». Театр «Современник».
Театр «Современник» едва ли не впервые участвует в фестивале «Золотая маска», и это большая победа и «Современника», и «Золотой маски» – желание одновременно пойти друг другу навстречу ради зрителя. Гомерически смешной мультипликационный гиньоль отношений внутри современной семьи решила выстроить моднейший режиссер-многостаночник Нина Чусова. Пьеса восточноевропейской журналистки Биляны Срблянович сподобила Чулпан Хаматову натянуть большие резиновые уши, а Ольгу Дроздову – юбку, сильно меняющую пропорции тела. Но вообще спектакль стоит смотреть ради Галины Петровой – Папаши: сегодня так не работают, надо успевать видеть такую работу.
09.04, 10.04. «Кислород». «Театр.док»
Драматург Иван Вырыпаев, автор «Кислорода» и одновременно актер этого спектакля, – главный романтик недавно пришедшего в театр молодого поколения. «Кислород» – это то, что заставляет людей улыбаться, жить, танцевать и┘ убивать ненавистных жен, мешающих вдыхать кислород. Невероятная популярность спектакля заставляет предположить об острейшем дефиците названного элемента в жизни тысяч людей.
11.04. «Египетские ночи». МХАТ имени Чехова.
«Мастерская Петра Фоменко» в этом году много гастролирует, но к участию в «Маске» театр вернется в Москву и покажет один из самых лучших своих поэтических спектаклей, где сочинения Пушкина звучат как музыка, а актеры словно родились в светском салоне. Мейерхольдовского гротеска Импровизатор Карэна Бадалова, открыто страстная Клеопатра Полины Кутеповой.
11.04, 12.04. «Времена года». Театр имени Моссовета.
Дилогия Эймунтаса Някрошюса по мотивам старолитовской поэзии – о земледельческом цикле, аскетичная, освежающая острой простотой метафор. Билеты доступны, надо только спешить – пока Някрошюс ездит в Москву.