В Государственном историческом музее выступил с лекцией Ханс Хааке, международная звезда современного изобразительного искусства. Куратор «Дней Берлина в Москве» Екатерина Деготь представила Хааке публике как «одну из интереснейших фигур в современном политически ангажированном искусстве».
«Почему родившийся в Кельне в 1936-м, активно работающий с памятью войны, с 1965-го живущий в Нью-Йорке художник сегодня так актуален в России?» – спросила Деготь у аудитории и сама же ответила: «Потому что его творчество близко журналистике, но в то же время находится в другом институциональном поле. Это крайне интересный опыт, который может быть полезен для дальнейшего исследования российской журналистики как формы искусства».
Мистер Хааке, обладатель уютной седой бороды, покашливая, выразил свое восхищение тем, кто пришел в полутемный лекторий послушать его вместо того, чтобы наслаждаться погожим днем. «Я приготовил вам семь работ, чтобы вы получили представление обо мне. Если бы я принес другие семь работ, ваше мнение обо мне сложилось бы совершенно иное». Работ оказалось значительно больше, если считать все схемы Венеции и фотографии Немецкого павильона на Венецианской биеннале, исследованию которого Хааке отдал многие годы.
Весь разговор как-то сразу закрутился вокруг искусной фиги в кармане, которую настоящий художник должен научиться вынимать из кармана, в который спонсор уже вложился. «Опыт господина Хааке в общении с различными фондами, корпорациями достаточно нов для нас, но может быть полезен», – напомнила Екатерина Деготь и удалилась.
«Я не планировал сегодня масштабных деклараций, – растерялся герр Хааке. – Сложно делать доклад, не зная социального и политического контекста», но все-таки отважился и рассказал про историю своих взаимоотношений с компанией «Филип Моррис», которая одной из первых начала использовать позитивно маркированные в общественном сознании мероприятия – выставки, например, в качестве полигона для создания имиджа либерального мецената. Дело в том, что Хааке изготовил большую пачку сигарет Helmsboro с фотографией сенатора Джесси Хелмса, прославившегося своей жесткой консервативной позицией по вопросам искусства и религии, и на месте стандартного предупреждения Минздрава напечатал цитату Хелмса на заседании Сената, «больше напоминающую выступления национал-социалистов». Производителю сигарет Marlboro, компании «Филип Моррис», тогда не поздоровилось: вместо табака Хааке затолкал в сигареты американскую Конституцию. От катастрофы ситуацию спасло вовремя подвернувшееся празднование 200-летия Конституции, которое «Филип Моррис» и проспонсировал. К российской, довольно пресной, журналистике нулевых годов, на которую Екатерина Деготь хотела проецировать артефакты Хааке, подобное восхитительное хулиганство вряд ли относится, но это значит лишь обратный шаг маятника, который должен непременно вернуться однажды.
...После отмены персональной выставки в середине 70-х в Музее Гуггенхайма Хааке задумался над тем, а кто же на самом деле принимает решения в культурных институциях. Пришел к выводу, что каждый раз это отдельные люди, за которыми, однако, стоят конкретные политические интересы. Вряд ли это можно назвать новостью для российской творческой интеллигенции, местами мирно посапывавшей в полутемном зале, но то, что опыт Хааке может пригодиться молодым художникам в общении с западными фондами и корпорациями на создание их инсталляций и даже персональных выставок, – это вне всяких сомнений. Секреты ремесла, так сказать.