Англичанин поставил Шекспира легко и иронично. «Двенадцатая ночь» Деклана Донеллана.
Фото Михаила Гутермана
Юбилейный театральный фестиваль «Золотая маска» в самом разгаре. Попробуем уже сейчас предположить, каковы шансы на успех спектаклей-участников.
«Вишневый сад». Вильнюсский театр Meno Fortas и Фонд имени Станиславского. Режиссер Эймунтас Някрошюс.
«Meno Fortas» переводится с литовского как «защита искусства». Дать приз «Вишневому саду» Някрошюса – честь для самой «Золотой маски», которая считается профессиональной премией. Спектакль, идущий около 6 часов, можно смотреть несколько раз. И все же он останется дорогим роялем, ключ от которого потерян. Шансы на премию – у Евгения Миронова, сыгравшего Лопахина и после этой роли получившего от журналистов титул главного актера страны, и у Инги Оболдиной, чья Варя даже «вышла» на обложку журнала «Театр».
«Дачники» Омской академической драмы. Постановка Евгения Марчелли. «Наваждение Катерины» Театра драмы из Минусинска. Постановка Алексея Песегова.
Оба спектакля уже многократно были показаны на нескольких российских фестивалях, и до Москвы успели дойти благожелательные отзывы. После памятной всем триумфальной жатвы, когда в Омск уехали сразу три «Маски», все последующие выступления этого театра проходили без особых удач как по части приема зрителей, так и в оценках жюри...
«Двенадцатая ночь». Международная конфедерация театральных союзов. Режиссер Деклан Донеллан.
Английский режиссер Деклан Донеллан рискует забыть родной язык – так его полюбили в Москве (да и ему самому у нас понравилось): выпускает постановку за постановкой. «Двенадцатая ночь» собрала актеров-мужчин разных поколений, от Кузичева до Жигалова, которые согласно традициям шекспировского театра исполняют все без исключения роли. Шекспир Донеллана – дендистский, легкий, ироничный. Выдвинут один только режиссер, который может получить «Маску» за «европейскость» готового продукта и неплохую коллекцию актерских работ.
«Двойное непостоянство». Новосибирский театр «Глобус». Режиссер Дмитрий Черняков.
Шесть номинаций, спектакль-рекордсмен, без приза скорее всего не уйдет, и справедливо (Черняков к тому же выдвинут и как постановщик «Похождений повесы» в Большом). Черняков – один из самых интеллектуальных молодых российских режиссеров, работает в европейской манере (примером чему – те самые «Похождения повесы»), но в то же время помнит и о корнях («Китеж» в Мариинке, «Золотая маска» 2 года назад). Новый спектакль решен как реалити-шоу со стеклянной стеной между сценой и зрительным залом. В пандан куртуазному сюжету Пьера Мариво об игре любви и случая – кафкианские мотивы придворного подслушивания, пластинки с пьесами Антона Веберна на патефоне, весьма остроумные костюмы, придуманные самим Черняковым, и замечательная игра актеров «Глобуса».
«Дядя Ваня». Малый драматический театр. Режиссер Лев Додин.
Спектакль-тяжеловес среди камерных постановок, несмотря на появившиеся легкие интонации в режиссерской эстетике Додина. Великолепная Елена Андреевна – Ксения Раппопорт, похожий на большое израненное сердце дядя Ваня Сергея Курышева, скупая и выразительная сценография Давида Боровского. Выдающийся спектакль о том, как «чертовски хочется жить». Шансы на премию – очень высокие.
«Ревизор». Александринский театр. Режиссер Валерий Фокин.
Не реконструкция, а скорее фантазия «на темы» Мейерхольда вообще и мейерхольдовского «Ревизора» в частности, осуществленная художественным руководителем Центра имени Мейерхольда, а ныне – и художественным руководителем Александринского театра Валерием Фокиным. Быть может, вообще один из лучших спектаклей Фокина последних лет, уже выдвинутый и на соискание Госпремии в области литературы и искусства. Но одновременно это и большая удача самого театра: «старики» Александринки работают в полную силу, чего никто не требовал от них много-много лет. Отдельного внимания заслуживают Городничий – Сергей Паршин, Осип – Юрий Цурило и, конечно, сам Хлестаков в исполнении Алексея Девотченко. Первый спектакль александринской программы «Новая жизнь традиции», в рамках которой изъявили желание ставить русскую классику мэтры европейской режиссуры Кристиан Люпа и Маттиас Лангхофф. Шансы на «Маску» велики, так как победа «Ревизора» одновременно поддержит и «традиционалистов», и «новаторов».