Пожар в Манеже: сюрреалистичная инсталляция, взятая из жизни.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)
Автор этих строк видел горящий Манеж с двух точек: из окна многоэтажки на Юго-Западе в момент когда пламя разгорелось сильнее всего и, спустя чуть менее часа, от ворот Александровского сада – дальше не пускала милиция. Звучит кощунственно, но вид пожара имел определенную художественную ценность.
Как известно, Манеж – один из самых престижных выставочных комплексов Москвы. Правда, еще 13 марта закончилась строительная выставка, а картины экспозиции «Школа акварели Сергея Андрияка» (должна была открыться 15-го) не успели завезти в здание. Немаловажным является и то, что в Манеже на протяжении восьми лет в начале зимы традиционно проводится ярмарка современного искусства «Арт-Манеж», являющаяся наряду с аналогичной ей «Арт-Москвой» крайне важным событием в культурной жизни столицы. С 1996 года не только российские, но и зарубежные галереи, работающие с актуальным искусством, представляют на «Арт-Манеже» своих лучших художников. Кроме того, ярмарка стимулирует развитие отечественного рынка contemporary art.
Вчера же в Манеже был выставлен пожар. В этом событии есть определенная «художественная логика». Если абстрагироваться от безусловной архитектурной и исторической значимости здания, горящая институция – это по меньшей мере концептуально. Бесспорно, многим классикам авангарда (например Йозефу Бойсу или Марселю Дюшану) непременно понравилось бы. Огонь особенно любим художниками, а Манеж сам стал огромным несгенерированным объектом, гигантской «тотальной инсталляцией». Основной принцип «тотальной инсталляции» – сделать так, чтобы зритель находился в ее пространстве максимальное количество времени, не хотел уходить. Пришедшие взглянуть на пожар в Манеже наблюдали идеально во многом исполненную экспозицию подобного рода: на что еще можно смотреть столь долгое время, как не на огонь, да еще в таком количестве, в самом центре Москвы? Действительно, с близкого расстояния смотрелось очень сюрреалистично: огромный черно-желтый Манеж, оранжево-красное пламя, бледно-серый дым на фоне кремлевской стены. Нечто в стиле Комара и Меламида, классиков соц-арта. Пусть у этой инсталляции не было автора: и в философии, и в современном искусстве есть такое понятие как «работа бога» – как раз тот самый случай.
Горящий Манеж можно проинтерпретировать как символ протеста против привилегированного права музеев и галерей выставлять искусство. Огромный, в семь тысяч квадратных метров, манифест футуризма из камня, дерева, воды, огня и дыма. Еще одно толкование: восстание самого Манежа против картин весьма сомнительного качества (а порой – откровенного китча), который там периодически выставляется. Пожар, таким образом, выступает в качестве самого радикального критика. Невольно задумаешься, что «художественнее»: языки пламени или работы отдельных авторов?
Юрий Лужков заявил, что Манеж обязательно будет восстановлен. Может статься, «Арт-Манеж-2004» пройдет уже в отреставрированном здании. Но в том, что вчерашний пожар в каком-то смысле станет переломным моментом в истории российского актуального искусства, вероятно, не приходится сомневаться.