До 25.03. «Обитель духа. Современное японское искусство».
Второе здание Музея современного искусства.
Это первая серьезная выставка современного японского искусства в Москве. Серьезная она потому, что одна из самых дорогих, привезенных в Москву за последнее время: ее бюджет составил около 2 миллионов долларов. До показа в Москве японское искусство с успехом выставляли в Будапеште. А теперь более 70 произведений 15 художников свободно расположились на четырех этажах новенького здания с деревянным паркетом и белыми стенами.
«Фи, – сказали критики, – что же здесь японского?» Впрочем, все очень даже гладко укладывается в наше «московское» представление о Японии – рестораны «Якитория» и книги Мураками. А что японского в том, что казахские девушки подают в ресторане теплые мокрые полотенца для рук? Просто организаторы выставки, пожалуй, погорячились с названием «Обитель духа». Как-то уж очень высокопарно оно звучит, особенно когда под таким лозунгом предлагается посмотреть на Микки-Мауса, пусть даже маленького и с подписью Мураками Такаси. Собственно, мир давно англоязычен, с одними и теми же переводными журналами и фаст-фудом. Эту мысль отлично иллюстрирует выставка.
Все как и положено: инсталляции, видео-арт, фотографии. Просто и весело. Проект Янаги Мива называется «Моя бабушка» – бабушки на всех снимках с разноцветными волосами, разные и очень трогательные, особенно та, которая сидит в первом ряду концертного зала. Рядом написан ее предполагаемый монолог: «Сейчас люди стали забывать о веселье┘ Я всегда буду сидеть перед вами в первых рядах и смеяться от души».
Искусство – это игра, и люди должны в него играть. Что они и делают, когда пытаются угадать, как же получается эта музыка из тарелок с механизмами, представленных Фудзимото Юкио. Когда их заводишь, они звенят на разных нотах, получается красиво и трогательно, в духе музыки Яна Тирсена из фильма «Амели». Ассоциации во всем мире одни.
На видеоисталляции качаются качели и прыгает мяч. Потому что все люди – дети. Они любят играть и придумывать. Им нравится ползать внутри надувной палатки, которую японцы привезли на выставку. Еще японцы любят гамбургеры и кока-колу. И просто издеваются над изысканной публикой, которая тщательно пытается отыскать здесь национальное японское своеобразие. Расслабьтесь, мир един. Доверьтесь современному искусству, уж оно знает, что говорит.