05–08.03. Второй московский аниме-фестиваль. Большой зал киноклуба «35 мм».
Аниме – самый серьезный вклад Страны восходящего солнца в копилку масс-культуры. Аниме – японская рисованно-компьютерная мультипликация – подарок всему прогрессивному человечеству. В Москве лет десять назад в аниме разбирались на должном уровне разве что пара любителей, а теперь, с развитием интернета и «международных культурных связей», разбираться в японских мультах стало хорошим тоном. Хитом прошлогоднего фестиваля японского кино стал аниме-триллер «Унесенные призраками», а минувшей осенью билеты на Первый московский аниме-фестиваль, и особенно на его хэдлайнер «Интерстелла-5555», были раскуплены еще до начала «мультипликационного действа».
Ждут ажиотажа и теперь. На Втором московском аниме-фесте покажут двенадцать «мультяшек» разных лет, многие из которых в России видели только фанаты-патриархи. В основном это фильмы для взрослых и очень взрослых зрителей. Скажем, эротико-комедийную трилогию «Жаркое лето» (2003) – о школьницах-нимфетках в коротеньких юбочках (о, эти тихие радости японского педофила!) – детям нельзя показывать ни в коем случае. Как и крутое манга «Кайт – девочка-убийца» (1999), запрещенное в нескольких странах за пропаганду насилия. Говорят, похоже на «Никиту», только крови больше – рисованная, не жалко. Вообще создатели манга (это – жесткое аниме) отнюдь не брезгуют переработкой европейских и американских киносюжетов: многие эпизоды шпионской трилогии «Агент Наджика» (2001) явно «параллелят» с фильмами об агенте 007. Вот только агент сменил пол и обрел преувеличенные дамские формы.
Когда еще выпадет случай познакомиться с подлинной классикой на большом экране? Два довольно старых фильма московской фестивальной программы всем фэнам нужно посмотреть непременно. Первый – фантастическая лента «Хармагедон» (1983), как явствует из названия, – повествование о конце света в картинках. Второй – мистический анимационный триллер «Йома: Посланцы царства тьмы» (1987). Темы этой картины развиваются в знаменитом среди ценителей полнометражном мультфильме «Манускрипт ниндзя». Единственная, пожалуй, картина фестиваля, которую можно показывать юным (но не самым маленьким) зрителям, – фантастический приключенческий фильм «Почти человек» (2002), в котором «на новый лад», в эстетике киберпанка, разрабатывается знаменитый занудно-поучительный сюжет «Пиноккио». Как говорится, «кто панкует, тот поймет». Подростки сейчас пошли продвинутые.