Через год события повторились в Петербурге. Выставка Олега Янушевского открылась 17 февраля (это была его четвертая «персоналка» в галерее «С.П.А.С.»). Организатор – коммерческая галерея, расположенная на Мойке, неподалеку от здания Законодательного собрания, в самом центре Питера, никогда не славилась участием в «радикальных» проектах. И потому никто не предсказывал неожиданного итога выставки «Космополитические иконы»...
Олег Янушевский в своих работах синтезирует поп-арт с русской иконой. На этот раз он выставил 30 объектов. Часть из них только что приехала из США после выставки, закончившейся 5 декабря 2003 года в галерее «Аня Киш» (Хьюстон) и приуроченной к декаде русской культуры в штате Техас: на фоне большой выставки Малевича в коллекции Менил (об этой передвижной выставке см. «НГ» от 23.05.2003) проходило несколько галерейных событий. Янушевский работает с массовыми образами: как он считает, для Америки – это Буш, Мадонна, Шварценеггер, «косметическая хирургия» и «детский монитор» (радиоустройство, которое передает родителям сигнал, когда ребенок спит). «И этим работам от погромщиков досталось больше всего, потому что это серия современных американских икон», – уверен художник.
...21 февраля 2004 года, суббота, около половины первого дня. На выставке – человек 6–7, среди них дети. Заходит молодой мужчина, представившийся корреспондентом православной радиостанции. Он спрашивает, когда придет художник. Ассистент галерейщика отвечает: «В час дня». Художник, как всегда, опаздывает. Человек, около 40 минут ждавший художника, оставляет оскорбительную надпись в книге отзывов, подписывается «Православная Молодежь». Приблизительно в 1.20 мужчина выходит, заходят человек 10 в неодинаковой камуфляжной одежде и черных «спецназовских» масках, которые молча в течение трех-четырех минут уничтожают экспозицию. Каждый заливает краской свой отдельный участок помещения. Работают дешевыми чернилами и красками. Когда ассистент выходит в зал из подсобного помещения, погромщики разбегаются.
В целом Янушевский оценивает ущерб – свой и галереи – на сумму в 20. 000 долларов. Средние цены на его работы – от полутора тысяч долларов. А галерея «С.П.А.С.» после погрома закрыта на ремонт – необходимо поклеить новые обои и полностью перештукатурить старинные потолки. Общественным ответом на погром стало «Обращение к гражданам Санкт-Петербурга» против вандализма, которое уже подписали около 50 человек. Самый известный из них – Борис Гребенщиков.
Ведется следствие. А Янушевский теперь поедет в Галерею Гельмана. Художник хочет выставить свои новые работы на «Арт – Москве», главной ярмарке современного искусства в столице.
Николай Медведев, директор арт-центра «Пушкинская, 10» (Санкт-Петербург)
Религиозных параллелей я бы не проводил. То, что делает Янушевский, иконами не является. Сам по себе акт вандализма – о каких бы картинках речь ни шла – вещь малоприятная.
То девочку таджикскую убили, то оскверняют памятники жертвам ГУЛАга. Это все звенья одной цепи. А роль спецслужб – с этим разбираться.
На самом деле такими действиями погромщики добиваются того, чего и хотели добиться, – о них пишут. А повод выбран поверхностно-наглядный.
Мы на Пушкинской как делали свои выставки, так и будем делать, несмотря ни на что.
Протоиерей Владимир Сорокин, настоятель Князь-Владимирского собора (Санкт-Петербург)
Я сам этой выставки не видел. Говорю, основываясь на словах. Выставка – это кощунство и насмешка над священными предметами: назвать иконой то, что не является ею. Попытка дискредитировать или непонимание ситуации, в которой мы находимся.
Происшествие носит такой же экстремистский характер, как сама выставка. Не надо провоцировать на грех – тогда не будет агрессивности. Я считаю, что виноваты две стороны.
Но это не церковное дело и отношения к Церкви не имеет. Это просто симптом повышения градуса агрессивности в обществе.