Горбун, злодей, предатель станет королем.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)
26–29.02. Премьера «Ричарда III». Театр «Сатирикон».
═
«Ричард III» – из тех самых пьес, к которым надобен особый подход. Чтобы сыграть Ричарда, надо «порепетировать» на злодеях поменьше. В биографии Райкина, которому поручена заглавная роль, Ричард следует за сеньором Тодеро, простым домашним тираном. В исполнении Райкина, впрочем, обычное домомучительство вырастает до вселенских масштабов.
Ставить Шекспира пригласили из Петербурга Юрия Бутусова. До того как взяться за Шекспира, режиссер «потренировался» сначала на Ионеско: его «Макбетт» нес два «т» на конце, чтобы таким образом отличить его от «Макбета» шекспировского (с одним «т»). «Макбетт» вышел в «Сатириконе» в прошлом сезоне.
В «Макбете» говорится о том, что власть уродует человека. Независимо от его человеческих поползновений и первоначальных желаний всякий, кто приходит во власть и получает ее в масштабах «все и сразу», скоро и незаметно для самого себя обращается в тирана и кровопийцу. «Ричард III» описывает муки того, который знает, чего хочет, когда не без труда преодолевает расстояние, отделяющее его от трона. Муки кровопийцы, не оставляющего пространства для рефлексии, что, мол, «ворюга мне милей┘». Вещь у Шекспира – историческая. И в том смысле, что всякий исторический отрезок дарит этой пьесе собственные политические реминисценции.
Вроде бы трудно заподозрить Райкина в желании «предупредить». Сказать об опасности, поджидающей любую, в том числе и нынешнюю власть, то есть встать в ряды яростных оппозиционеров. Но там, где таких ассоциаций и реминисценций постановщику недоставало, их добавил художник спектакля Александр Шишкин. Все палачи в спектакле одеты в близкие нашему веку цивильные платья, и только Ричард – несколько отстраняясь от нынешнего времени и путая наше ассоциативное зрение – носит старомодные балахоны. Но там, где недостает внешних «признаков», включается сама жизнь, актуализирующая шекспировскую историю о единовластном правителе, время от времени меняющем свое ближайшее окружение.
С другой стороны, шекспировский сюжет может быть рассмотрен и как чисто апологетический по отношению к нынешней власти. Как раз в контексте нынешней предвыборной кампании: в этом случае следует предположить, что нынешняя премьера призвана предупредить избирателя от неверного шага и не прельститься чьими-то сладкими, но коварными посулами.
Кто же тогда среди нынешних благообразных соперников нашего президента «является» Ричардом?
Имея желание, в спектакле можно найти ответ и на этот вопрос...