0
584
Газета Акцент Интернет-версия

27.02.2004 00:00:00

Ричард по-московски

Тэги: сатирикон, ричард, премьера, театр


сатирикон, ричард, премьера, театр Горбун, злодей, предатель станет королем.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)

26–29.02. Премьера «Ричарда III». Театр «Сатирикон».

«Ричард III» – из тех самых пьес, к которым надобен особый подход. Чтобы сыграть Ричарда, надо «порепетировать» на злодеях поменьше. В биографии Райкина, которому поручена заглавная роль, Ричард следует за сеньором Тодеро, простым домашним тираном. В исполнении Райкина, впрочем, обычное домомучительство вырастает до вселенских масштабов.

Ставить Шекспира пригласили из Петербурга Юрия Бутусова. До того как взяться за Шекспира, режиссер «потренировался» сначала на Ионеско: его «Макбетт» нес два «т» на конце, чтобы таким образом отличить его от «Макбета» шекспировского (с одним «т»). «Макбетт» вышел в «Сатириконе» в прошлом сезоне.

В «Макбете» говорится о том, что власть уродует человека. Независимо от его человеческих поползновений и первоначальных желаний всякий, кто приходит во власть и получает ее в масштабах «все и сразу», скоро и незаметно для самого себя обращается в тирана и кровопийцу. «Ричард III» описывает муки того, который знает, чего хочет, когда не без труда преодолевает расстояние, отделяющее его от трона. Муки кровопийцы, не оставляющего пространства для рефлексии, что, мол, «ворюга мне милей┘». Вещь у Шекспира – историческая. И в том смысле, что всякий исторический отрезок дарит этой пьесе собственные политические реминисценции.

Вроде бы трудно заподозрить Райкина в желании «предупредить». Сказать об опасности, поджидающей любую, в том числе и нынешнюю власть, то есть встать в ряды яростных оппозиционеров. Но там, где таких ассоциаций и реминисценций постановщику недоставало, их добавил художник спектакля Александр Шишкин. Все палачи в спектакле одеты в близкие нашему веку цивильные платья, и только Ричард – несколько отстраняясь от нынешнего времени и путая наше ассоциативное зрение – носит старомодные балахоны. Но там, где недостает внешних «признаков», включается сама жизнь, актуализирующая шекспировскую историю о единовластном правителе, время от времени меняющем свое ближайшее окружение.

С другой стороны, шекспировский сюжет может быть рассмотрен и как чисто апологетический по отношению к нынешней власти. Как раз в контексте нынешней предвыборной кампании: в этом случае следует предположить, что нынешняя премьера призвана предупредить избирателя от неверного шага и не прельститься чьими-то сладкими, но коварными посулами.

Кто же тогда среди нынешних благообразных соперников нашего президента «является» Ричардом?

Имея желание, в спектакле можно найти ответ и на этот вопрос...


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Сказку «Дюймовочка» с Юлией Рутберг представят к 220-летию Андерсена

Сказку «Дюймовочка» с Юлией Рутберг представят к 220-летию Андерсена

Концерт пройдет 20 апреля на сцене Кремлевского дворца

0
981
Пианист Юрий Фаворин – о своей новой программе «Краски и звуки»

Пианист Юрий Фаворин – о своей новой программе «Краски и звуки»

Концерт пройдет в рамках цикла «Время, вперед!» в музее «Новый Иерусалим»

0
1043
У Дели есть свой человек в Вашингтоне

У Дели есть свой человек в Вашингтоне

Владимир Скосырев

Вице-президент США посетит Индию с супругой

0
1948
Россия займется поставками "новой нефти"

Россия займется поставками "новой нефти"

Анастасия Башкатова

Минцифры и бизнес могут инициировать создание биржи синтетических данных на уровне БРИКС

0
2945

Другие новости