Третьяковка пригрела модернистов.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)
17.02–18.04. Выставка «Зримый образ и скрытый смысл.
Аллегория и эмблематика в голландской и фламандской живописи второй половины
XVI–XVII вв.». ГМИИ им. А.С. Пушкина
18.02–25.04. Выставка «Встреча через столетие. Роден, Голубкина,
Клодель». Третьяковская галерея (Инженерный корпус).
Сразу 2 выставки «о вечном» открылись на этой неделе в музеях Москвы. Одна посвящена живописи, другая – скульптуре.
Голландская свадьба похожа на похороны
Голландцы были серьезными художниками и ничего не делали просто так. Если на картине Яна Брейгеля Старшего изображены четыре ветряные мельницы, то, глядя на эту вещь, современники художника должны были иметь ввиду, что это – символ умеренной жизни, именно так живут крестьяне – дети природы, изображенные на первом плане картины.
Когда эмблемы и символы в изобразительном искусстве переплетаются с реальностью в единое целое, уже нельзя отъединить буквальное от метафорически-условного. Их соединение определило духовную культуру Фландрии и Голландии в XVII в.
Основная часть новой выставки Пушкинского музея – это произведения из собственного собрания музея. В названии выставки звучит подсказка: смотри в корень вещей, они могут оказаться совсем не тем, чем кажутся.
Картина Мартена Пепейна «Свадебный бал» тоже не лишена аллегорического подтекста. Художник намекает на бренность, быстротечность и греховность любого развлечения. В зале идет бал, но над шкафом висит триптих с изображением Страшного суда, а рядом фигурка с распятием – они напоминают об истинах религии.
У голландских мастеров хватало умения и мудрости на то, чтобы соединять высокое духовное с приземленным земным. Их картины, наполненные эмблемами и символами, читались современниками, как книги. Это было время, когда живопись отлично продавалась и висела даже в крестьянских домах. А мы теперь говорим, что коммерческое и высокое несовместимы!
Знаменитый «Зимний пейзаж с птичьей западней» Питера Брейгеля Старшего копировался бесчисленное количество раз, на сегодняшний день известно 127 копий этой работы, причем 45 из них сделал Питер Брейгель Младший. Одна из его копий представлена на выставке.
Замерзшая река, по которой ходят-бродят, поскальзываются и падают, встают и снова идут десятки цветных человечков. Здесь есть глубокий философский смысл: река представлена как жизнь, и по ней идут люди, а жизнь человеческая еще более хрупка и эфемерна, чем лед. Не зря Питер Брейгель Старший под одной из своих работ написал на трех языках: «Скольжение по льду Человеческой Жизни».
Талант размером с Марсово поле
Скульпторы выражают мысль и чувство в движении тела, в чертах лица, в каждом человеческом мускуле. Выставка, открытая в Третьяковской галерее, называется «Встреча через столетие» и объединяет работы трех выдающихся скульпторов: Огюста Родена и двух его учениц Анны Голубкиной и Камиллы Клодель.
Их объединило не только искусство, но и сама жизнь. Средоточьем всех дорог стала мастерская Родена в Париже. Именно сюда в 1885 году пришла двадцатилетняя Камилла, влюбленная в мастера, но пришла она все-таки, чтобы стать скульптором. Ученице не суждено было выйти «из тени» учителя, ее считали его протеже, но сам Роден был убежден, что она обладает талантом «размером с Марсово поле». В 1897 году отношения учителя и ученицы завершились разрывом, и как раз в это время в мастерской Родена появилась приехавшая из России Анна Голубкина, ровесница Клодель. Она добилась того, чтобы Роден давал ей консультации. В отличие от Клодель Голубкина вскоре стала признанным скульптором. Ее искусство связывают с возрождением русской национальной скульптурной школы XX века.
Теперь, спустя столетие, работы трех скульпторов собраны в одном выставочном пространстве, и это удивительно красивая выставка. На ней представлено около 30 работ Голубкиной, 15 скульптур и 9 рисунков Родена, 5 произведений Клодель. Многие вещи привезены из Франции, из Музея Родена и Музея Орсэ, также экспонаты предоставлены Музеем-мастерской Голубкиной, Третьяковской галереей, Фондом Пьера Джанадда (Швейцария), Пушкинским музеем и Государственным музеем Л.Н. Толстого.
В Третьяковке разместились мраморные, бронзовые, каменные, деревянные и гипсовые скульптуры, разграниченные темно-зелеными ширмами. Начинается экспозиция с «Размышления» Родена и с его бронзовой «Вечной весны», в которой скульптор собрал все лучшее, что бывает в человеческой жизни: молодость, любовь, безграничное счастье и невероятную нежность. Венчает экспозицию «Зима» Родена – костлявая старуха с дряблым телом.
Зиму частенько представляют старой. Зимой все умирает, земля спит, чтобы весной возродиться заново. Все повторяется. Не зря крутятся мельницы на картинах Брейгеля, как колесо судьбы и времени. Время старит людей, но весна всегда молодая, и она уже близко...