C 04.02. Катя Медведева. Выставка «Душа моя – живопись». Пушкинский музей.
Катя Медведева – человек трудной судьбы. Она родилась в крестьянской семье в Белгородской области, в 9 лет осталась без родителей, выросла в детском доме, да еще и в послевоенный период. В свои молодые годы работала ткачихой, и профессия эта ей совсем не нравилась.
Первый рисунок Катя сделала в 39 лет. На открытии персональной выставки в Музее личных коллекций художница рассказала, как это случилось. Она работала в изостудии уборщицей, дело было в Кисловодске. После дождя уборщица шла по улице и сожалела о том, что она не художник. А придя вечером в изостудию, решила порисовать. И потом стала рисовать постоянно, с шести утра и до двух ночи. Ее хвалили. Через три месяца прошла первая выставка работ Кати Медведевой.
Теперь ее выставка открыта в Музее личных коллекций. Сам вернисаж никак не сочетался с простотой и искренностью художницы. Значительная часть публики было англоязычной. Почти все картины прибыли в музей из частных собраний. Наивная живопись собрала светскую тусовку, с разговорами в духе: «А вы видели, что здесь есть Глеб Павловский?» Видели. Но восторгов присутствующих хватало только друг на друга, рассматривая картины, люди шептались: «Нет-нет, цена невысокая, от 300 до 1000». Многие недоумевали: «Если она любитель, то пускай и остается любителем». Попивая вино, дорого одетые гости приходили к окончательному выводу: «┘есть здесь что-то измайловское, такой продуманный наив, коммерческий».
Наив действительно оказался коммерческим. Катя Медведева, конечно, самобытный художник, но зачем ее пиарить вместе с Пушкинским музеем, если вещи это несовместимые. Однако вина было много и хорошего, телевизионщики честно снимали тусовку, а народ из залов Кати Медведевой все больше перетекал в соседние, где висят работы Альфонса Мухи. И было жаль художницу, хотя внимания и почестей ей досталось сколько угодно. Но еще было ощущение, что все эти люди ее обманывают, что они видят совсем другое, нежели говорят. Что они в шоке от наивной масляной живописи на черном бархате, что кружева, ткани и бисер использовать, конечно, можно, но это скорее аппликация, а не живопись. Что слово «ангел» в каждом втором названии звучит пошло, равно как и названия в духе «Родиться в России – это судьба» или «Пробуждение России в честь 100-летия со дня рождения Никиты Сергеевича Хрущева». Иностранцы к этим вещам отнеслись серьезно и внимательно. А мы, наверно, еще пока не доросли душой.
У Кати Медведевой – необыкновенная судьба. Мало кому приходилось пройти такой путь, который она прошла. Но ее живопись интересна исключительно в контексте ее судьбы. Если расценивать жизнь как поступок, то жизнь Кати Медведевой, бесспорно, удалась и заслуживает внимания, но все-таки в другом выставочном пространстве. Кажется, что кто-то смеется над ней. А зря. Над простодушием не надо смеяться.