Борис Эйфман. Питерский хореограф с внешностью библейского пророка.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)
09 и 10.02. Балет «Кто есть кто».
11.02. Балет «Русский Гамлет».
12.02. Балет «Красная Жизель».
Санкт-Петербургский театр балета Бориса Эйфмана. Новая сцена Большого театра.
═
Борис Эйфман носит усы и бороду, а его густая кудрявая шевелюра вечно взлохмачена. Намеренно или случайно, но у питерского хореографа внешность библейского пророка. В искусстве Эйфман позиционирует себя сходным образом. С упорством последнего из могикан он провозглашает миссию художника, «скрытую энергетику человеческого духа» и прочие высокие материи. Пафос его балетов держится на отметке «очень горячо», а традиционное для русских творцов литературоцентристское сознание не позволяет сочинять спектакль без нравоучительного «отанцовывания» какого-нибудь толстого романа или какой-нибудь возвышенной идеи. В качестве таковой обычно служат страдания тонкой души персонажа от тотального непонимания среды.
Гастрольная программа питерской труппы включает три балета, лишь один из которых москвичи еще не видели. Это спектакль «Кто есть кто», поставленный Эйфманом по заказу американских продюсеров. Исполнительный хореограф учел факт заокеанских гастролей и соорудил водевиль по мотивам знаменитого фильма «Некоторые любят погорячее» (в советском прокате – «В джазе только девушки»). Два героя-танцовщика, эмигранты из России с американизированными именами Алекс и Макс, в начале 20-х годов приезжают искать счастья за океан. Бывшие солисты Мариинского театра не находят работы и, переодевшись в женщин, устраиваются в увеселительное заведение. Далее будут тоска по родине, еврейские иммигранты, канкан, шаржированные гангстеры, красотки кабаре, переодевания с недоразумениями, картинные мечты о творчестве и классический танец, обильно разбавленный бродвейскими приемами. Стойкий герой получит в финале любовь самой красивой девушки и собственную труппу. Второй, слабый духом, вновь соберет чемодан под музыку Гершвина.
«Русский Гамлет» основан на биографии императора Павла Первого, когда он еще был наследником престола, но герой балета имеет мало общего с историческим прототипом. Густая эротика дуэтов (развратная мамаша Павла, императрица Екатерина, занимается сексом прямо на троне) нужна автору для того, чтобы оттенить кристальную чистоту и духовность Наследника. Во дворце все, кому не лень, вытирают о страдальца ноги, включая собственную жену Павла, которую соблазняет безбожный Фаворит императрицы по ее же, Екатерины, указке.
Балет «Красная Жизель» навеян думами об Ольге Спесивцевой, знаменитой балерине Мариинского театра 10–20-х годов прошлого века. Ее связь с влиятельным сотрудником ЧК не помешала лучшей российской исполнительнице «Жизели» сбежать от революции за границу. В Европе Спесивцева сошла с ума и долгие годы провела в психиатрической лечебнице. Эйфман сочинил душераздирающую историю о том, как люди повсеместно губят Красоту. В спектакле есть незабываемые сцены, например, танец героини с мертвой головой застрелившегося любовника. Особенно впечатляет массовая оргия чекистов с кордебалетом.