Павелецкий вокзал в черно-белом разрезе. Инсталляция Александра Гусева.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
До 01.02. Праздник силуэта. Государственный литературный музей (филиал в Трубниковском пер., 17).
═
"Смотри, - говорит бабушка внучке, склоняясь к маленьким человечкам - силуэтам работы художника Жукова, - у автора зрение было минус семь, а он вон их сколько навырезал, и ведь все большими ножницами!" Лист бумаги, как правило, черный, и ножницы - вот и все, что нужно для создания силуэта. А дальше - вдохновение, вкус, талант┘ Есть силуэты, вырезанные до того искусно, что, глядя на них, невозможно постигнуть, как же их вырезали.
У кого-то силуэт ассоциируется с комическими портретами на Арбате. У кого-то - с классическими литературными иллюстрациями. Самое поэтическое определение силуэта дает, пожалуй, словарь Владимира Даля: "Снимок с тени, с бокового очерка лица".
Что может быть неуловимей тени? И все-таки, застыв на месте, ее можно детально рассмотреть. А в Литературном музее можно увидеть тени, например, Бориса Пастернака, Арсения Тарковского, Николая Лескова. Профили-то у всех очень разные. Носы, бороды, шляпы и даже ресницы.
В Трубниковском переулке открыта выставка, которая знакомит посетителей с основными этапами развития этого стародавнего черно-белого искусства. До изобретения фотографии силуэт служил недорогим способом портретирования и широко использовался в XVIII-XIX вв. Со временем появились групповые композиции, пейзажи, теневой театр.
Это искусство было подхвачено художниками Серебряного века: Константином Сомовым и Мстиславом Добужинским. Вместе с их работами на выставке представлены работы мастеров, чьи имена были бы позабыты, если бы они не увлекались силуэтом: Сидо, Антинг, Бем, Гельмерсен, Хлебникова, - и много других фамилий, мало известных даже знатокам. Очень любопытно в этом классическом контексте выглядят работы современных художников-силуэтистов, которых, увы, мало (но все же есть!).
Организатор, вдохновитель и непосредственный участник выставки - Александр Гусев давно увлекся силуэтом. Силуэты людей из своей серии "Павелецкий вокзал" он свободно расположил в пространстве стены. Персонажи реалистичны - они словно сошли с поезда на конечной станции. Сгорбленная старушка тащит авоську, женщина боится уронить фикус в горшке, один мужчина несет костыль с собой, а другой сам тащится на костыле. "У меня в душе силуэт зрел подспудно, - рассказывает Александр Гусев. - Я его любил, потом бросал, потом к нему возвращался". За многие годы Гусев вырезал около 500 человеческих силуэтов. Он убежден, что силуэты обязательно должны быть вырезанными, "ножницы подсказывают невидимую линию". Хотя многие старинные силуэты просто написаны тушью по бумаге.