0
606
Газета Акцент Интернет-версия

13.01.2004 00:00:00

Дедушка дизайна

Тэги: боттичелли, париж


Открытки с "Весной" и "Рождением Венеры" - до сих пор самый ходкий товар на сувенирных прилавках. Алессандро ди Мариано ди Ванни ди Амедео Филиппепи, прозванный Боттичелли (1445-1510), - один из самых любимых художников толпы. Среди людей, далеких от искусства, он достигает славы Леонардо и даже Микеланджело.

Живое знакомство с картинами Боттичелли разочаровывает. На открытках не видно, что по колориту он много уступает Фра Бартоломео, по четкости и изяществу линии - Микеланджело, по общей гармонии целого - Леонардо, и даже среди флорентийских художников Возрождения Боттичелли стоит во втором ряду. Так что внимательный осмотр подлинных работ Боттичелли - одно из главных разочарований для знатока искусства. Но миф его живет вне и помимо качества его живописи.

Чудо Боттичелли в том, что он дважды был сверхзнаменит. Один раз - при жизни, во флорентийском кругу Лоренцо Великолепного и при римском дворе Папы Сикста IV. Потом художника забыли настолько, что даже Вазари, первый историк искусства Возрождения, считал, будто Боттичелли умер в нищете. В XVII и XVIII веках о нем не вспоминали вовсе.

Второй раз Боттичелли стал знаменит после смерти. Его открыли заново английские художники в середине XIX века: члены братства прерафаэлитов искренне сходили с ума на почве любви к Боттичелли. Они подражали ему не только в композициях своих работ и в манере письма, как это делал художник Данте Габриэль Росетти. Натурщица Джен Барден нравилась ему потому лишь, что напоминала Симонетту Веспуччи, знаменитую модель Боттичелли. А поэт-предприниматель-социалист Уильям Моррис пошел еще дальше своего друга Росетти: он женился на Джен Барден. И обставил свой "Красный дом" предметами, выполненными отчасти по мотивам Боттичелли. От этих предметов, из этого здания и пошла концепция "современного дома", который - от начала и до конца - воплощает единый замысел дизайнера (хоть самого слова "дизайнер" тогда еще не придумали). Так что Боттичелли, до некоторой степени, дедушка дизайна.

Братство прерафаэлитов стало образцом для подражания в новую художественную эпоху - на заре XX века. В меньшей степени - их картины, в большей - изделия фирмы "Моррис и компания": от шкафчиков до гобеленов. А вместе с "Моррисом и Ко" вошел в новую эру и Боттичелли. Как художественный идеал победившей буржуазии.

Боттичелли был художником "с тенденцией" (как любили выражаться русские реалисты). То есть он рисовал ради того, чтобы проиллюстрировать эстетические задания своего времени. Поэтому на расшифровку некоторых его работ можно извести тонны чернил. За это его любят искусствоведы. Но очередь в Люксембургский музей составлена не из них. Она тянется час за часом. Хотя со времени открытия выставки прошло уже немало времени, но в тесных залах не продохнуть от толпы. Французы и иностранцы льнут к Боттичелли.

Париж-Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
456
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2165
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1406
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1046

Другие новости