Галерея 'Среды0' продает антикварное искусство рядом с сувенирным лотком, прямо напротив японского ресторана и невдалеке от бельевого салона.
Фото Михаила Циммеринга (НГ-фото)
Сама мысль о том, что художественная галерея может существовать в помещении торгового центра - то есть там, где люди покупают одежду, тушь для ресниц и едят fast food, кажется несколько странной. Тем не менее, вооружившись непроверенными сведениями о трех художественных галереях, расположенных именно что в торговых центрах разной степени пафосности, корреспондент "НГ" отправилась на поиски истины.
С торгового центра "Трамплин" на Молодежной я начала просто потому, что он расположен дальше всех, и если не съездить туда утром, то вечером просто не заставишь себя это сделать. Можно было бы и не ездить, потому что следов довольно-таки известной художественной группы "Радек", вроде бы интегрировавшей произведения актуального искусства в пространство означенного "Трамплина", я там не нашла. Обычные средней руки магазины, супермаркет в подвальном этаже, елочно-мишурная толкотня. Ни тебе галереи, ни картин, ни на худой конец инсталляций. Недокормленный мальчик в мешковатом черном костюме и с "трамплиновским" бэджем на груди грустно сообщил мне, что ничего такого не припомнит. Получается, что либо все было, да прошло, либо есть некие потаенные герменевтические смыслы в расположении вывесок. Как вариант, допускаю, что суть невидимого перформанса - в том самом мальчике, никогда не слыхавшем об актуальном искусстве. Если так, то мальчика радековцы подобрали гениального.
В антикварные ряды "Николай" тоже рано еще идти за искусством. Его там пока почитай что и нет - пара салонов с диванами красного дерева и разрозненным кузнецовским фарфором не в счет. Говорят, впрочем, что привезли в "Николай" подборку голландских полотен... Голландцев я не нашла, зато поняла: лучшего места для того, чтобы почувствовать себя удалившимся от дел привидением из венецианского палаццо, в Москве просто нет. Приходишь под вечер, говоришь охраннику на входе, что идешь в художественную галерею, а потом поднимаешься на лифте этаж этак на четвертый. Будущие антикварные магазины пусты и безмолвны, переходы чисты и прохладны, парикмахерская - единственный очаг жизни в "Николае" - бела и футуристична, сквозь стеклянный потолок меланхолично светит то ли луна, то ли отражение фонаря. Примечание для фотографов: "Николай" в нынешнем его необжитом виде - идеальное место для гламурных фотосессий.
"Смоленский пассаж", как всегда, светился огнями и ощутимо пах деньгами. Стоявшая передо мной на эскалаторе девочка лет пяти в золотых ботинках, трогательно картавя, говорила маме с сумкой Prada: "А ты встань, закричи, и директор магазина прибежит извиняться и шубу тебе поможет снять!" Мама с дочкой остались на третьем этаже, я доехала до четвертого, где и попалась мне самая настоящая художественная галерея "Среды". Все по-честному: антикварный медведь и свежие яблоки для антуражу, ухоженная скучающая девушка читает "Историю искусств", каждую неделю одна выставка сменяется другой. Сейчас вот "Детский мир, или Картины для детской", потом будет "Как закаляется сталь" с шедевральным подзаголовком "Искусство для владельцев металлургических предприятий", потом "Новогодняя выставка". Экспонаты попадаются разные, от вполне серьезных полотен, выставлявшихся на Сотбис, и до средненьких интерьерных поделок, от эскизов Бакста до советских плакатов пятидесятых годов. Цены - в среднем от 300 до 50 тыс. долл. Изюминка этого алтаря искусства посреди храма торговли - в аукционной системе. То есть ценник под картиной весьма условен и обозначает верхнюю планку ее стоимости, все зависит от того, какую сумму предложат заинтересовавшиеся посетители. Сейчас вот больше всего претендентов на "Скоро урок" Боровского с юными балеринами. На ценнике "4000 у.е.", пока предложение дошло до 3 тыс. Сдается мне, балерин повесят в комнату той самой девочки в золотых ботинках.