Радикальный художник на актуальной выставке. Вернисаж выставки 'Артконституция'.
Дорогой розовый слон
"Stella Art Gallery" ворвалась в художественную жизнь Москвы на тройке раскрученных имен американского поп-арта. И если главную икону консумеризма, Энди Уорхола, уже показывали в Пушкинском и продавали в Галерее Гельмана, то работы Вессельмана и Баскиа хранятся в коллекции "Музея Людвига в Русском музее" (хотя и написано в галерейном пресс-релизе, что "работы Тома Вессельмана и Жан-Мишеля Баскиа в России будут представлены впервые"). Ироничным поклонникам масскульта должно понравиться.
Сенсации подавали с умом. В тесной прихожей повесили два подлинных холста Уорхола, а в нишах дальнего зала - менее ценные шелкографии и принты. Суп "Кэмбел" и Мэрилин Монро на этот раз уступили место вполне узнаваемому знаменитому "Dollar Sign", а вместо "Американских обнаженных" Вессельмана обнаружились его пространственные полуабстракции. Намекали, что в залы вместилась не вся привезенная коллекция. О ценах скромно умалчивали (по оценке независимого эксперта, страховая стоимость самого дорогого на выставке полотна Баскиа "Розовый слон и пожарная машина" - не менее полутора миллионов долларов). Под фуршет для гостей был отведен отдельный зал, который украшала модель дорогой яхты (с вертолетной площадкой и игрушечным вертолетом на ней). И неловко как-то задумываться, почему гарниром на пресс-конференции у начинающей хозяйки галереи Стеллы Кей (нажившей экономическое образование, мужа-бизнесмена, троих детей и приятные эмоции от путешествий по зарубежным музеям) выступали ведущие искусствоведы Русского музея и Третьяковки. А Эдвард Миттеран, внучатый племянник экс-президента Франции, владелец галерей в Женеве и Париже, выступил куратором выставки.
Бизнесвумен обращается к людям серьезным. Без 150 рублей в кармане путь в мраморный подъезд на углу Малой Никитской и Скарятинского переулка заказан. На вопрос о скидках для льготников милые девушки на ресепшне разводят руками: ну какое дело неплатежеспособным инвалидам и пенсионерам до поп-арта?
Писк дискурсов
В новом корпусе Московского музея современного искусства фэйс-контроль более гуманный. Несмотря на то что отданное Зурабу Церетели здание упирается в навороченный архитектурный десерт - элитный дом "Патриарх". Маэстро Церетели распорядился площадкой по-царски: этаж - классике, два этажа - современникам.
Церетели "воскрешает вечно живую традицию меценатства". В отличие от Шилова, он приносит в дар городу не свои произведения, а коллекцию мировой живописи первой трети ХХ века. При виде "Возвращенных шедевров", перешедших в музей из личной коллекции Зураба Константиновича, оторопь берет: от Клюна до Руссо, от Кандинского до Пиросмани - искусство "из первых рук".
По логике, заявленной в пресс-релизе, это и есть "истина". А кураторский проект Петра Войса "Артконституция" на верхних этажах - последний писк "актуальных дискурсов". Поскольку из всех дискурсов самым актуальным для нас сейчас является политический, куратор перед Днем Конституции решил посмотреть на главный закон страны глазами ее художников. Фрагменты выставки уже давно всплывали в галерее "С"АРТ", и вот наконец издан толстый каталог и вывешены постатейные иллюстрации. В глобальном проекте со своими арт-проектиками отметились все - от легендарных Комара и Меламида до Василия Церетели (исполнительного директора того самого музея, которому новое здание и принадлежит).
Одни видят букву закона. Например, Комар с Меламидом переложили текст на цветопись, Артемий Лебедев расписался под каждым словом статьи, а Никас Сафронов честно нарисовал портрет "Гаранта Конституции". Иные мыслят образно, выдирая из настенного ковра контур СССР или утапливая национальную валюту в море долларов. Каждый поступает в меру своей испорченности - Кулик доит собаку под видом "Органов самоуправления", а Виноградов с Дубоссарским┘ - ну, опять за свое.
Обескураживает не то, что разнообразные оттенки юмора складываются в интонацию удручающе невеселую. Общая смазанность затеи усугубляется тем, что на выставке нет текстов - и сердобольные смотрительницы дают почитать Конституцию, азартно комментируя работы. Только жалуются, что половину книжек растащили еще на открытии.