0
753
Газета Акцент Интернет-версия

10.12.2003 00:00:00

Ленин, Логан и Че Бурашка

Тэги: рынок, искусство, галереи


В Доме культуры МИИТа на стене висел портрет Ленина. Он был сделан из бутылочных стекол, и как-то в юности, зайдя на "интердискотеку", я с радостью подсчитывал предполагаемое количество спиртного, испитого художниками в процессе подготовки этой работы (поскольку "интернациональность" обеспечивали анемичные гэдээровские студентки, а за трезвость отвечал оперотряд, ничего более интересного, чем интеллектуальные глупости, на танцах не было). На прошлой неделе я неожиданно поймал себя за похожим занятием. В новомодной галерее "Страта".

Портрет Ленина в "Страте" был исполнен из разбитых зеркальных стекол. Но не безвестными советскими мастерами бутылки, а лондонским дизайнером Эндрю Логаном. И висел этот портрет не на стене богом забытого ДК, а рядом с шикарной двуспальной кроватью. Такое сочетание искусства и мебели не случайно: собственно, мебель - это основной профиль салона. А Логана предлагают в нагрузку к кроватям и кухням. Изоискусство отвоевало себе нишу в культуре потребления. Его роль - заполнить пространство пустой стены.

"Страта" - одна из многих галерей, которые недавно вышли на рынок современного искусства. За последние два года их число ощутимо выросло: "Галерея одной работы", галерея "WAM", "ЕК АртБюро", галерея "Артгентум"... Галерейное пространство, казалось бы, поделенное еще лет 10 тому назад, начало постепенно и неуклонно расширяться. На исходе нынешней осени этот количественный рост перешел в качественный рывок. На рынок вышла новая галерея "Стелла". Ее роль - заполнять пустые стены дорогими западными работами.

Попытки продавать западное искусство второй половины ХХ века были и раньше. Например, Елена Куприна ("ЕК АртБюро") удачно привозила в Москву небольшие работы Гюнтера Юккера. А Марат Гельман даже пытался продавать Уорхола через интернет. Но по размаху, конечно, ни одна из предыдущих инициатив не может сравниться с попыткой "Стеллы": галерея расположена в одном переулке с резиденцией немецкого посла, внутри - хороший свет, снаружи - парадный вход. Теперь наконец предложение на московском рынке современного искусства выходит на западный уровень. Хотя пока что "Стелла" пытается продавать не современное западное искусство нового века, а музейную классику - Уорхола и проч.

Характерная черта новых галерей - их местоположение. Многие из них тянутся не к романтически обшарпанным подвалам старого центра, а к дипломатическим кварталам и торговым комплексам. Потому что они притягивают другой тип потребителей. Не эксцентричных поклонников радикального искусства, а солидных буржуа (одним из главных достоинств своей новой галереи "Среды" московский антиквар Леонид Шишкин считает лифт, который возносит из подземного гаража прямо к входу в галерею, расположенную в Смоленском пассаже. Новые галереи современного искусства также прежде всего думают об удобстве подъезда). Современное искусство - это отличный товар для общества, в котором слишком много денег и слишком мало способов их потратить. Бутики на московских улицах уже расплодились, как снегири зимой, пробки из одних "Мерседесов" - не редкость, а норма, и чтоб построить причал для яхты, нужно записываться загодя.

Антикварный рынок в России в принципе ограничен. Во-первых, слишком многое сгорело в огне войн и революций. Во-вторых, не так уж много и было произведено внутри страны - все-таки европейская изобразительная традиция в России насчитывает лишь три века. Поэтому спрос на "старину" уже превышает предложение: на всех не хватает, и антиквары мечутся в поисках новых предметов и новых возможностей - торгуют соцреализмом вслед Леониду Шишкину (он, кстати, в ноябре-декабре открыл сразу 2 (!) новые галереи) и анонсируют новые комплексы, которые, оказывается, нечем заполнить (как антикварные ряды "Николай"). Старое искусство ограничено в предложении, поэтому неизбежно продвижение спроса к современности.

Иконы социализма - один из товаров, востребованных на этом новом потребрынке. Смешные рисунки Дамира Муратова про "Че Бурашку" или "Че Паева" размножены на тишотках, которые продаются в галерее "Артгентум" (в "Берлинском доме"). Его живописные работы продавались тут же, рядом с тишотками.

Деньги - это товар. Как писали еще классики марксизма. И они ищут другой товар, чтобы подтвердить свой статус. Современное искусство - лучший из таких товаров. Оно не ограничено в предложении. Оно обладает высоким символическим статусом. А рост цен на этом рынке временами напоминает золотую лихорадку.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2137
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1384
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1028
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1348

Другие новости