Эммануэль Видаль нелегко расставаться с секс-символом семидесятых.Аукционист Кристис вместе с носом 'Конкорда'.
Фото Reuters
Нос "Конкорда" был продан за 420 000 евро. Первая распродажа деталей знаменитого европейского самолета шла "на ура!" почти что шесть часов подряд. 15 ноября в Париже она принесла около 3,5 миллиона евро, что на порядок превзошло самые смелые ожидания организаторов (планировавших выручить всего лишь около 150 тысяч евро). Благотворительный аукцион Кристис был организован в пользу Фонда "Эр Франс".
Следующая распродажа деталей "Конкорда" прошла вчера, 1 декабря, в Лондоне. Этот аукцион "сувениров", принадлежащих "Бритиш эйруэйз" (и тоже с благотворительными целями) устраивал британский дом "Бонэмс". 128 "английских" лотов против 218 "французских", в числе самых привлекательных - очередной нос "Конкорда" и очередные кресла из его кабины. Хотя на момент подписания номера в печать конечные результаты аукциона Бонэмс еще не были известны, но энтузиазм потенциальных покупателей в Лондоне был не меньше парижского бума. Еще бы! Уникальная возможность купить куски легендарного лайнера, чей последний полет прошел 23 октября, привлекла не только и не столько завсегдатаев аукционов, профессиональных дилеров, сколько "простых" покупателей. Людей "с улицы" - от студентов до бизнесменов.
Такого ажиотажа, как в Париже, еще не видали стены аукционных домов. Основной зал "Джеймс Кристи" не смог вместить всех желающих принять участие в торгах 15 ноября, и потому первый аукцион "Сувениры Конкорда" проходил одновременно в трех залах. Я следил за торгами из зала "Эспас Карден" (в районе Елисейских Полей), самого большого из помещений аукциона. Потенциальные покупатели и многочисленные зеваки стояли даже на подоконниках.
Таких сложных аукционов еще никогда не устраивал Кристиc. 3 зала и 3 аукциониста не всегда находили понимание (главный аукционист, подводивший итоги торгов, находился в зале "Джеймс Кристи"). Результаты торгов и живые видеоизображения аукционистов немедленно выводились на экраны во всех залах. Но связь между тремя залами осуществлялась через спутник и была далека от совершенства. Торги в "Эспас Карден" отставали от торгов в "Джеймс Кристи" на 2 секунды. В условиях сверхбыстрого роста за 2 секунды цена, бывало, подскакивала на несколько тысяч евро. Временнной зазор в связи не единожды приводил к скандалам во время торгов.
Парижский аукцион "Сувениры Конкорда" с самого начала пошел гораздо живее, чем ожидали организаторы. Уже первый лот - два измерительных прибора - ушел за 11 000 евро (при предварительной оценке в 300-400 евро) после ожесточенной схватки между участниками из разных залов. Публика "Эспас Карден" устроила громкую овацию покупателю, сидевшему в зале. Второй раз аплодисменты раздались, когда лот 14, панель доступа к шасси (оценка - 200-300 евро) ушел за 85 000 в зале "Джеймс Кристи". Десятикратное превышение к начальной цене этой детали размером 65х52х12 см было достигнуто за секунды.
Абсолютным топом парижского аукциона стала продажа знаменитого носа "Конкорда", этого символа самолета. При предварительной оценке в 10 000-15 000 евро торги за лот начались с отметки 50 000 евро (при судорожном выдохе зала), меньше чем за минуту цена выросла до 200 000 евро, а чуть позже достигла рекордной оценки в 420 000 евро. 2 мотора "Конкорда", изначально оцененные в 60 000-120 000 евро, не вызвали такого энтузиазма и были проданы "всего" за 130 000 (первый) и 100 000 евро (второй).
Распродажи "Конкорда" стали удивительными событиями для аукционного бизнеса. Потому что детали "Конкорда" - это антикварные вещи, для которых пока что не было вторичного рынка. Он рождается на наших глазах. Подобно рынку старинных автомашин, который уже стабильно существует. Как раз сегодня пройдет аукцион Кристис, посвященный "исключительным автомобилям" прошлого.
Париж-Москва