27.11. Спектакль "Суперфлю". Режиссер Виктор Крамер. Театральный центр "Метастазио" на сцене Центра Мейерхольда.
28.11. Спектакль "Село Степанчиково и его обитатели". Режиссер Виктор Крамер. Театр "Фарсы" на сцене Центра Мейерхольда.
04 и 05.12. Спектакль "Отцы и дети". Режиссер Адольф Шапиро. Таллинский городской театр на сцене "Школы драматического искусства" Анатолия Васильева.
"Балтийский дом" тихо катится к финалу. Однако старая поговорка "остатки сладки" на фестивале работает: последние спектакли и впрямь хороши.
Виктор Крамер, лауреат эдинбургского "Fringe First" и высшей британской театральной премии Лоуренса Оливье, везет свой новый спектакль "Суперфлю", что означает "ничего особенного, чепуха". Крамер известен оригинальными интерпретациями классики. В "Суперфлю", вместившем в себя лирику, фарс и клоунаду, на наших глазах превращается гоголевская "Женитьба", разыгранная актерами итальянского театрального центра "Метастазио".
Как петербургский режиссер Крамер более всего известен созданием театра "Фарсы". Именно в этом качестве он представляет свой спектакль из последних - "Село Степанчиково и его обитатели" Достоевского. Сонные обитатели Степанчикова представлены как хор чудаков и уродцев, на фоне которого мечется одинокий герой-разночинец Фома Фомич Опискин - Сергей Бызгу. Как и "Суперфлю", "Степанчиково" полно цирковых номеров в рамках драматического спектакля. Интересно сравнивать буффонную версию "Фарсов" с моссоветовским спектаклем "Фома Опискин", давним спектаклем-бенефисом Сергея Юрского в роли Фомы.
Под занавес дадут "Отцов и детей" Адольфа Шапиро, режиссера-тяжеловеса, постановку Таллинского городского театра. В "Табакерке" идет его "На дне", во МХАТе - "Кабала святош". Многие помнят его же "Кабалу святош" 1988 года с Олегом Ефремовым, долгие годы театральный народ ездил в Рижский ТЮЗ смотреть спектакли и работать - во времена Шапиро на сцену Рижского ТЮЗа выходили Иннокентий Смоктуновский, Олег Табаков, Василий Лановой.
"Этим-то и выражается парадокс театра: будучи прямо и косвенно буржуазным искусством, он кричит на антибюргерском языке, чтобы народ пробудился душою, не был покоен", - сказал Шапиро в одном из интервью последнего времени, расставив точки над "i" во множестве споров о сути театра и его предназначении. Оттого на "Отцов и детей" большая надежда: давно не было в Москве большого спектакля, возвращающего летописцам желание писать слово "театр" с заглавной буквы.