0
1090
Газета Акцент Интернет-версия

26.11.2003 00:00:00

Он готов работать день и ночь

Тэги: салахов, творчество, биография, искусство


салахов, творчество, биография, искусство Художник в мастерской с женой.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)

-Я вижу, у вас стоит фотография отца. Ваш отец был военным?

-═Он имел военное звание. Но был партийным работником, первым секретарем Лачинского района - это в Азербайджане, в Карабахе. Сейчас много говорят про "Лачинский коридор". В 37-м году отец был репрессирован. Ему было 39 лет, матери - 36. Мать осталась с 5 детьми. Старшему было 11, младшей сестре - 2 месяца. И 20 лет после этого к нам в дом никто не заходил - мы прожили тяжелую жизнь. Потом отца полностью реабилитировали, покойная ныне мать получала по мужу республиканскую персональную пенсию и гордилась тем, что не зависела ни от кого. Но самое главное, что мать - в тяжелейших условиях - вырастила нас, и она сумела тяжелым трудом нас воспитать, чтобы мы не были внутренне озлобленны. Она сыграла огромную роль для того, чтобы мы сохранили уважение к людям - близким, родным, а с другой стороны, и государству.

-═То есть вы росли в проблемной зоне, которая сейчас вызывает головную боль и у Азербайджана, и у Армении. Как вы сейчас относитесь к этому конфликту?

-═Я думаю, что этот конфликт разрешится, и разрешится потому, что соседи не могут жить в напряжении. Мирный путь - самый важный. Схватки не на пользу ни Армении, ни Азербайджану.

-═Ваше детство проходило в многонациональной среде. Вы с детства говорили на двух языках?

-═Когда отец меня взял в школу, это было 15 сентября 1937 года, а 29 сентября он ушел... Я был зачислен в русский класс. И потом так получилось, что мы - дети - научили мать говорить по-русски. Мы впитали вместе с русским языком культуру России, тогда Советского Союза. И вся западная культура была нам знакома благодаря русскому языку. На русском языке зачитывались Джеком Лондоном, или Толстым, или Чеховым, поэтому двуязычность дала нам очень много. Без этого мы не были бы теми, кем являемся.

-═Я вижу, у вас очень много буддийских статуэток. Что это - предмет коллекционирования или это как-то связано с вашими убеждениями?

-═Нет. Чисто случайно мне первую фигурку Будды подарил Цеденбал, тогда - президент Монголии. Мы очень дружили с ним и с его супругой Анастасией Ивановной, и с его детьми. Мне подарили скульптурку, и после этого подарка я начал собирать и собираю как художник - исходя из чувства пластики. В буддийском учении есть свои законы, и одна фраза мне понравилась: "Человек страдает из-за своих желаний". Поэтому я не строю никаких планов. Если что-то не получилось в жизни, то я не страдаю из-за этого.

-═Над чем вы сейчас работаете?

-═В моем творчестве нефтяная тема связана со многими людьми - я с ними дружил, с ними работал вместе, жил у них в домах. И у меня есть огромный цикл, связанный с этим. Сейчас я сделаю триптих, связанный с нефтью и с древними архитектурными памятниками, которые существуют в Азербайджане. Работа начата, сделаны эскизы. Есть еще работа, связанная с Дали, посвященная ему.

-═Я знаю, что у вас дача в Азербайджане. Вы живете сейчас между Москвой и Азербайджаном?

-═У меня всю жизнь так. С 1973 года, когда я был избран на пост первого секретаря Союза художников Советского Союза, это был ответственный пост. Я возглавлял этот союз четыре созыва по пять лет - 20 лет! И каждое лето бывал в Баку - по полтора-два месяца, потому что это - моя Родина. Я считаю своим долгом бывать на могиле моей матери, двух братьев. И мне приятно бывать в Баку - я там провел детство, а здесь получил высшее образование в Институте Сурикова, где проучился с 51-го г до 57-го года. Я был прописан в Москве и мог бы остаться, но поскольку было сложно найти мастерскую для творчества, то я выписался из Москвы и уехал. Мне в милиции говорили: "Что вы делаете! Напишите заявление, что вы уезжаете на три года", _ но я уехал, а возвращаться пришлось уже в другом качестве. Такие бывают жизненные коллизии.

-═В качестве первого секретаря правления Союза художников вы многое сделали для того, чтобы развивалась сеть мастерских в Москве. Как вы относитесь к нынешним событиям, когда мастерские у художников пытаются отнять?

-═Система в Союзе художников СССР была отработана, и очень многое делалось для того, чтобы художники имели за счет Союза мастерские, Дома творчества, картинные галереи, выставочные залы, дома отдыха, обмен делегациями, зарубежных партнеров. Потом это все рухнуло. И, конечно, сейчас очень сложно. Московское правительство многое делает для того, чтобы мастерские были льготными для художников. Но есть один пример - я считаю, замечательный пример: недавно, буквально в апреле месяце, указом президента Азербайджана все мастерские, которые были в ведении Союза художников по республике, были переданы в дар художникам. Это - первый случай по СНГ. Первый!

-═Вы упомянули Гейдара Алиева - я знаю, что он награждал вас высокой наградой Азербайджана - орденом Истиклал. А как давно вы знакомы с ним?

-═С начала шестидесятых годов. Тогда в Баку приехали гости - мои друзья Виктор Иванов и Петр Оссовский. Они привезли выставку "Куба глазами художников". Потом был прием, и там я с ним познакомился. Его политическая жизнь и происходила на наших глазах. Я помню его выступление по телевизору в 1967 году - это было пятидесятилетие органов государственной безопасности, он выступал как генерал. Тогда впервые его увидели выступающим на людях - на русском языке, в течение получаса, и это произвело огромное впечатление - его тональность, убедительность его речи, грамотность. Это запомнилось людям. И потихоньку настал тот момент, когда его избрали первым. Он близок был художникам, потому что его старший брат - художник. А он в свое время учился в архитектурном, и он тоже рисовал, и поэтому невосполненное чувство, что он рисовал и ушел от этого, где-то в нем оставалось. У нас на глазах он вырос в крупную политическую личность - работал в Азербайджане, привел экономику на очень высокий уровень, потом он здесь работал в Политбюро. Потом - вы знаете эту историю - он снова оказался на Родине, в Нахичевани, - народ его призвал в Азербайджан. Он очень многое сделал для того, чтобы сохранить государственность Азербайджана, привести в мирное русло конфликт в Нагорном Карабахе. Он привел Азербайджан к какой-то гармонии. И сейчас Азербайджан в преддверии большого подъема. Все подготовлено для взлета, и только от народа зависит, как подняться на большую высоту.

-═Как вы думаете, что нужно сделать сейчас, чтобы помочь искусству?

-═Во-первых, надо, чтобы меценатам - тем, кто покупает искусство, их траты засчитывались как налоги. Большие архитектурные проекты должны быть в синтезе с изобразительным искусством - на основе творческих тендеров люди должны завоевывать свое место. С другой стороны, экономика решает все. И чем больше будет богатых людей, тем больше искусство будет процветать.

Величайшие произведения искусства рождались по просьбе государства или людей, которые любили искусство. В этом отношении, мне кажется, нужно сменить отношение к художнику. И на те деньги, которые тратятся вхолостую, можно создавать величайшие произведения. В России - огромный потенциал талантливых людей! Я видел, как восстанавливали храм Христа Спасителя - 400 человек художников день и ночь работали для России, для Москвы. Поэтому есть армия художников - они ждут приказа, что им создать и где. И они преданно будут работать - создавать летопись сегодняшнего дня, с ее приятными и неприятными сторонами.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2142
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1388
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1031
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1351

Другие новости