Любоваться обнаженным женским телом умеет не каждый.
Фото Франтишка Дртикола
21.11-15.01. Франтишек Дртикол. Фотографии 1918-1935 годов из собрания Музея декоративного искусства в Праге. Московский дом фотографии.
Любоваться женским телом в полумраке - это умение, которым владеет не каждый. Франтишек Дртикол (1883-1961) умел это делать, как ни один другой фотограф.
Саломея - одна из модных тем "конца века" (XIX). Благодаря Оскару Уайльду. Графика Обри Бердсли, опера Рихарда Штрауса, "танец семи покрывал" в исполнении Иды Рубинштейн... И, конечно, фотографии Дртикола. Ведь "Саломея" - одна из частых тем его снимков. Но Дртикол совершил эволюцию от гастрономического набора эпохи символизма к визуальному языку авангарда.
Дртикол экспериментировал с моделью, как никто до него. Он знал: можно поставить девушку на наклонную плоскость, заставив ее поднять руки (крайне неудобная поза), а затем отрезать ей голову (рамкой кадра, разумеется) - и все это для того, чтобы посмотреть, какую тень будет отбрасывать на плоскость ее тело, и как эта тень будет вести себя в тщательно очищенном пространстве изображения. Тело тут - лишь элемент формального эксперимента.
Голое женское тело представлено на его лучших снимках как чистая форма. Дртикол исследовал фотографическое пространство при помощи "нюшек" так же, как какой-нибудь Малевич исследовал живописное пространство при помощи геометрических форм. Очевидно, правда, различие в идеале: для Малевича - черный квадрат, для Дртикола - красивая женщина. Каждому свое.
Тело всегда остается телом. А не квадратом или треугольником. Оно сохраняет свою сексуальную притягательность. И все формальные эксперименты Дртикола не уничтожают, но подчеркивают эротическую привлекательность модели. Какой-нибудь кусок туловища с возвышающейся над ним левой грудью просто-таки сияет во мраке, а вся фотография носит претенциозное название "Снежная волна". Так Дртикол стал одним из лучших фотографом тридцатых - эпохи ар деко. Он использовал авангардные приемы, чтобы подчеркнуть красоту избранного им объекта. Обнаженного тела.