18. 11. Спектакль "Ревизор". Режиссер Алвис Херманис. Новый Рижский театр на сцене МТЮЗ.
19.11. Спектакль "Пьеса, которой нет". Режиссер Андрей Могучий. Сцена "Под крышей" театра Моссовета.
20.11. Спектакль "Жизнь Ильи Ильича". Режиссер Игорь Коняев. Сцена "Под крышей" театра Моссовета.
22.11. Спектакль "Бесприданница". Режиссер Анатолий Праудин. Театр Моссовета. Спектакль "Радости весны". Режиссер Эймунтас Някрошюс. Театр Моссовета.
26.11. Спектакль "Благо осени". Режиссер Эймунтас Някрошюс. Театр Моссовета.
28.11. Спектакль "Село Степанчиково". Режиссер Виктор Кремер. Центр Мейерхольда.
04 и 05. 12. Спектакль "Отцы и дети". Режиссер Адольф Шапиро. Школа Анатолия Васильева.
По случаю 300-летия Петербурга самое дорогое, вкусное, интересное, мигающее и вертящееся - все на брегах Невы. Но и москвичи не в обиде - вот везут фестиваль "Балтийский дом" в Москве", как бы возвращая весеннюю "Золотую маску" в Петербурге".
"Балтийский дом" - не просто самый большой по площади театр Петербурга, это целый театр-фестиваль: каждую осень здесь проводят смотр лучших театральных постановок последнего сезона из Скандинавии, стран Балтии, Восточной Европы и, конечно, Петербурга. В самом Питере в этом году вместо привычного "Балтдома" забабахали фестиваль Союзов театра Европы (UTE) при участии Малого драматического театра Льва Додина (вступившего в UTE первым из российских театров в 1991 году) и форум современного танца Tanzteatr.
Обязательно стоит смотреть "Ревизора" Алвиса Херманиса. Уездный городок у Херманиса - это советская столовка 70-х годов, городничий - главный повар и ворюга, жена и дочка - помощницы-стряпухи. Животы, икры, ляжки, попы всех героев утяжелены невероятными, почти цирковыми толщинками, кримплен, сапоги в облипку и химический "баран" на голове - героиня Нонны Мордюковой в "Родне" сыграла архетип такой женщины 70-х, а Херманис превосходно отыгрывает его. В середине спектакля зрителей ждет виртуозное шоу - почтмейстер, смотритель богоугодных заведений со товарищи устроят на кухне острейшую комичную свистопляску с приготовлением еды для "ревизора".
Ученик Льва Додина Игорь Коняев, прославившийся "Московским хором", поставил в "Балтдоме" самую популярную пьесу прошедшего сезона - "Смерть Ильи Ильича" Михаила Угарова и внес существенное изменение в название - "смерть" стала "жизнью". Обломова играет ведущий актер МДТ Петр Семак.
Андрей Могучий, режиссер-монументалист, адепт уличного театра, этой весной провернувший режиссуру оперы "Борис Годунов" на Красной площади под проливным дождем в рамках Пасхального фестиваля, везет камерную "Пьесу, которой нет", к созданию которой приложил руку Евгений Гришковец. Это неожиданно трепетное в руках Могучего, осовремененное продолжение "Чайки" Геннадия Опоркова - герои встречаются 20 лет спустя и в пространстве "как бы импровизации" рассказывают друг другу всякие личные сентиментальности. Поскольку на сцене Эра Зиганшина, Роман Громадский, Вадим Яковлев и Наталья Попова, наблюдать за этим страшно интересно.
Нельзя пропустить "Бесприданницу" Анатолия Праудина, "Село Степанчиково" Виктора Крамера, "Отцов и детей" Адольфа Шапиро. А 25 и 26 ноября каждый сам решит, как попадет в Театр Моссовета, где всего по разу будут даны два спектакля Эймунтаса Някрошюса - "Радости весны" и "Благо осени".
Сам собой выстроился "год Някрошюса". Московский сезон 2002/2003 года завершился "Вишневым садом", в очередной раз расколовшим театральное сообщество на непримиримые лагеря. "Макбет" Някрошюса стал первой оперной премьерой нового сезона в Большом. Грядущей весной "Золотая маска" в честь своего десятилетия везет някрошюсовские спектакли шекспировского цикла.
Впрочем, не будем торопить времена года.