17.11. Концерт "Бриллианты американского балета". Труппы "Американский театр балета", "Американский театр танца Алвина Эйли", "Нью-Йорк сити балет". Большой театр.
То ли намеренно, то ли случайно, но гала-концерт в Большом пройдет в канун 70-летия со дня установления дипломатических отношений между СССР и США. И сей факт стоит отметить плясками. Ведь одним из следствий дружбы народов стали регулярные (увы, почти канувшие в Лету) балетные обмены. Мы им, как правило, возили русское классическое наследие, они нам показывали спектакли собственных, американских, классиков жанра: Джорджа Баланчина, Джерома Роббинса, Энтони Тюдора, Алвина Эйли. Именно эти имена будут написаны в балетной программке "бриллиантового" концерта. Кстати, из четырех перечисленных балетмейстеров один (Баланчин, который в молодости был Георгием Баланчивадзе) родился в Петербурге, а другой (Алвин Эйли, великий отец-основатель негритянского современного танца) решил посвятить жизнь балету после того, как посмотрел спектакль русской эмигрантской труппы...
Отвечать за американский танец в России будет город Нью-Йорк и его балетные труппы - "Американский театр балета" (АВТ), "Нью-Йорк сити балет" и "Американский театр танца Алвина Эйли". Солисты трех городских (а по совместительству лучших в Америке) компаний приглашены для концерта, скомпонованного по принципу "с миру по хореографической нитке" - отрывок из того спектакля, фрагмент из этого. Конечно, жаль, что не покажут какой-нибудь балет целиком, но, с другой стороны, в этом разнообразии есть большие плюсы. Можно вглядеться в плеяду ведущих танцовщиков США, сравнить их достоинства, рассмотреть образцы хореографии, которую иначе никак "живьем" не увидишь: последний раз упомянутые американские труппы приезжали к нам в страну еще при строительстве коммунизма.
Чтобы составить краткий путеводитель по программе, лучше всего прибегнуть к помощи музыки. Если вы услышите Шопена, то это сюита из балета Роббинса - нечто воздушное и одновременно волнующе-эротическое, мужской дуэт двух великолепных премьеров - Итана Стифела и Дэмиана Вотцела. Под роскошные хрипы спиричуэлс смотрите соло из балета "Грешник": извивы танца-модерн, ставшего такой же балетной традицией двадцатого века, какой для века девятнадцатого стал классический балет. Лирику Дворжака через элегический спектакль "Увядающие листья" воспроизведут Аманда Маккероу и Джон Гарднер, премьеры АВТ. Ура-патриотические и насмешливые одновременно синкопы военных маршей отпечатают в балете "Звезды и полосы" (про американский флаг). Здесь будут в ударе Палома Эррера (АВТ) и ее партнер и соперник из "Нью-Йорк сити балет" Джок Сото. Литургического Арво Пярта воспроизведут в современном балете "Литургия": мало того, что хореография самого модного американского балетмейстера Кристофера Уилдона, так еще и танцует главная американская виртуозка - Венди Вилан. Впрочем, в виртуозности с дамой придется соперничать двум танцовщикам, в начале вечера посягнувшим на торжественную размеренность музыки Обера: парадный номер под названием "Классическое па-де-де" неимоверно сложен.
Если вам и этого мало, получите еще: знаменитое концертное "Па-де-де" Баланчина и фрагмент из постановки Уильяма Формайта "Херман-Шмерман". Причем в первом отрывке музыку вы узнаете сразу (горячо любимое народом "Лебединое озеро"), а во втором - призадумаетесь, кто это может быть. Подсказка "НГ": есть такой современный композитор Уиллемс. Концерт увенчают шесть из пятнадцати номеров танцевального шедевра. Балет Баланчина "Не все ли равно?" - ода Нью-Йорку на музыку Гершвина.