01.11. Концерт под управлением Зубина Меты: Бетховен - Симфония # 3, Брамс - Симфония # 1. Большой зал консерватории.
На наших глазах Первопрестольная медленно, но верно входит в избранный круг музыкальных столиц мира, постепенно превращаясь в "проходной двор" для заезжих знаменитостей. Октябрь обрушил на нас самое настоящее дирижерское цунами.
Намедни "пощечиной общественному вкусу" стала новая программа с РНО Владимира Юровского (главный дирижер Глайндбурнского фестиваля и грядущий главный приглашенный Метрополитен-оперы). Вместо джентльменского набора из Чайковского или Брамса любящий риск молодой маэстро предложил Пярта и Цемлинского, прекрасно осознавая, что половина нашей аудитории к этому совершенно не готова. Далее - единственный и неповторимый Джеймс Ливайн (главный в Метрополитен и Бостонском симфоническом) с молодежным оркестром фестиваля в Вербье. И наконец - огнедышащий Зубин Мета с оркестром фестиваля "Флорентийский музыкальный май" (продукцию этого легендарного фестиваля в лице "Макбета" Эймунтаса Някрошюса мы только что видели на сцене Большого театра).
Факт музицирования в нашем городе столь культовых фигур можно считать серьезным политическим сдвигом в области русской культуры. Зубин Мета - пожалуй, единственный музыкант из Индии, которому удалось создать свой стиль и ауру в той области искусства, которая, в общем-то, противоречит национальной индийской ментальности. Предстоящий тур - четвертый за 40 лет приезд харизматического маэстро в Россию.
Мальчик Зубин (на санскрите это "властелин меча") родился в 1936 году в Бомбее в семье скрипача и дирижера-любителя, основателя Бомбейского симфонического оркестра, но игра на скрипке была для него не больше чем хобби. Но гены все-таки взяли свое, и выпускник медицинского факультета неожиданно бросает все и уезжает в Вену, где начинает учиться дирижированию в знаменитой музыкальной академии у Ханса Сваровски. В 22 года он впервые руководит оркестром в публичном концерте в Вене, и мир понимает, что родился новый великий дирижер. С того момента и начался тот Мета, которого мы знаем. Вернее, которого мы вновь и вновь хотим узнать, поскольку мир художника непознаваем в своей тайне.
В разные годы маэстро возглавлял крупнейшие симфонические оркестры мира: уже в 25 лет одновременно Монреальский (1960-1967) и Лос-Анджелесский (1962-1977), затем Нью-Йоркский (1978-1991). Долгие годы Мета связан с Израильским филармоническим оркестром, является ныне его пожизненным художественным руководителем. И сегодня, когда официально главным приглашенным дирижером ИФО считается Антонио Паппано (музыкальный директор лондонского Ковент-Гарден), имя дирижера остается незыблемым синонимом именно этого коллектива, несмотря на то что он параллельно стоит во главе фестиваля "Флорентийский музыкальный май", является музикдиректором Баварской оперы в Мюнхене и много выступает с другими коллективами планеты.
В историю классического шоу-бизнеса Мета войдет как первый партнер трех теноров - Доминго, Каррераса и Паваротти. Именно он дирижировал их незабываемым концертом в Термах Каракаллы в Риме на чемпионате мира по футболу. Один из крупнейших коллективов Италии, оркестр Maggio Musicale Fiorentino был основан в 1928 году известным итальянским дирижером Витторио Гуи. Многие композиторы ХХ века выбирали этот оркестр для премьер своих сочинений и сами дирижировали: в этом списке Рихард Штраус, Стравинский, Масканьи, Ильдебрандо Пицетти, Хиндемит, Даллапиккола, Берио, Пендерецкий. С оркестром работали такие выдающиеся дирижеры прошлого и настоящего, как Фуртвенглер, Митропулос, Клемперер, Эрих Клайбер, Караян, Шолти, Бернстайн, Аббадо. С 1969 по 1981 год постоянным дирижером оркестра был Риккардо Мути, приумножив мировую славу коллектива и фестиваля. В 1985-м пришел Зубин Мета, а в качестве приглашенных дирижеров друг друга сменили Мьюн-Вун Чун и Семен Бычков. Оркестр Maggio Musicale Fiorentino обладает главной наградой в области звукозаписи - премией "Грэмми" за видео и CD-записи "Концерта трех теноров" под управлением Зубина Меты.
Музыкальный жанр на фестивале культуры Италии в России, который продлится вплоть до декабря, также будут представлять два камерных коллектива: ансамбль "Полимния" и Итальянский брасс-квинтет. Гостями Москвы станут две крупнейшие хореографические труппы: "Атербалет" представит одноактные спектакли "Свадебка" и "Сон в летнюю ночь", а знаменитый ансамбль современного танца Миши Ван Хука привезет балет "Mария Каллас", мировая премьера которого состоялась на минувшем фестивале в Равенне. На протяжении всего фестиваля в Музее фотографии будет размещена фотовыставка A Flash of Art - коллекция оригинальных работ из архивов итальянских фотографов времен La Dolce Vita (1953-1973). А устраивает нам всю эту сладкую жизнь Оперный центр Галины Вишневской.