Самый большой по площади театр Петербурга - "Балтийский дом". Там до середины ноября проходит выставка "Танец глазами фотографов". Три немца - Герт Вайгельт, Доминик Ментцос и Матиас Целле более десяти лет снимали спектакли культовых хореографов Германии - Пины Бауш, Уильяма Форсайта и Саши Вальц соответственно. Это фрагмент одноименной серии выставок, начатой в 1997 году Кельнским архивом танца и Фондом культуры сберкассы города Кельна. Вот что говорят сами фотографы о своей работе и выставке.
Герт Вайгельт (снимает спектакли Пины Бауш)
Моя сфера интереса - театральный микрокосм. Выставка создает новые контексты. Фотографии обогащают друг друга новыми значениями. Я работаю с формой и ее трансформациями. Все мы знаем, что фотография меняет свои значения в зависимости от среды своего обитания. В "Балтдоме" мне хотелось подчеркнуть геометрию здешних огромных коридоров.
Я использую черно-белую пленку, потому что это совсем другой посредник, другой медиум, чем цветная. Мир вокруг нас цветной, и все цвета нам заранее обеспечены. Перевод мира в черно-белую плоскость - это переход к абстракции. Я могу остановиться на форме, и я могу достигнуть более сильного впечатления.
Я знаю, что в России некоторые фотографы сначала смотрят спектакль несколько раз, думают и только потом приступают к съемке. В Германии это редкость, у всех очень мало времени, я сам нечасто могу себе это позволить. Осознанное ожидание удачного момента, подготовка к нему - это не мой путь. Мне интересно движение моей нервной системы, спонтанность.
Доминик Ментцос (снимает спектакли Уильяма Форсайта)
Все мы по-своему подходим к танцу - Герт концентрируется на форме, Матиас захвачен экспрессией движения, меня больше интересует структура и работа с пространством.
Мне как фотографу интересно работать с танцорами - они могут в равной степени четко выполнять поставленную задачу и свободно, без стеснения импровизировать перед камерой. В каком-то смысле работа с танцорами испортила меня, в последнее время я много работаю с моделями в рекламной фотографии - им очень трудно объяснить задачу, модели самодовольны и оттого туповаты. Модели знают, как выглядеть хорошо, но понятия не имеют, как заполнять пространство и взаимодействовать с ним. Танцоры же знают, что делать со своим телом и как тело выглядит в пространстве.
Как правило, Форсайт убирает задник и оставляет открытым всю сцену. Он всегда пытается добиться эффекта open air, использует мягкий серый свет, который напоминает естественное освещение. Потому так часто у меня спрашивают: "Это настоящее море? Не может быть, чтобы это был наклеенный линолеум". Мне не нужен даже "Фотошоп". Конек Форсайта - авангардные работы в консервативных интерьерах типа парижского театра "Шатле" или неприспособленное, казалось бы, для танца трамвайное депо во Франкфурте. Это только на руку странным, врезающимся в память фотографиям.
Матиас Целле (снимает спектакли Саши Вальц)
Что до меня, всегда пытаюсь поймать момент, когда характер движения меняется. Спектакли Вальц не так легко снимать: важно сохранять в кадре перспективу сцены, ее глубину - и одновременно выражения лиц танцоров, мелкие движения их рук и ног.
Но вообще я не так зациклен на танце. Люблю наблюдать и фотографировать уличные сценки, делаю портфолио на заказ, частенько снимаю свадьбы - деньги всем нужны.
Мое отличие в том, что я всегда снимаю с одной точки - снимаю из середины первого ряда. Сижу рядом с хореографом. Однажды я легко отказался снимать Мориса Бежара, потому что мне было предложено работать за десятым рядом. Мой отказ был хорошим решением, потому что как раз выдался жаркий день и я с удовольствием поплавал!
Санкт-Петербург-Москва