Супрематическая подушка – это уже музейная работа. Олег Вуколов. Объект 6. 1998 г.
Фото предоставлено Московским музеем современного искусства
Интересные мысли, идеи и образы зачастую живут на стыке нескольких разных способов восприятия. Художник должен нащупать ту грань, где они соприкасаются, и перекинуть мостик между ними.
У Олега Вуколова это получилось. Он выбрал подушки. Вот уже 20 лет Вуколов работает с подушками и до сих пор не исчерпал всех их возможностей. Только что в Московском музее современного искусства прошла выставка живописи и объектов, приуроченная к 70-летию мастера. Было показано 50 работ: 20 - из собрания Музея современного искусства, одна - из коллекции Третьяковки, остальные - из мастерской художника. Свои работы Вуколов называет композициями (их трудно отнести к какому-то одному жанру). В каталоге выставки он пишет: "Я не хочу делить искусство на формы, жанры и технологии, сегодня оно свободно перетекает из одного в другое".
Подушки, брошенные в снег, открывают художнику образ трагического - разрушенных устоев и традиций. Небрежно раскиданные, мятые, они рвутся, не выдержав напряжения. Другой образ - подушки, собранные в корзину. Они напоминают о домашнем тепле и уюте. С их помощью можно отгородиться от реальности или закрыть дырки в окнах, чтобы не дуло.
Находясь под впечатлением от увиденного, корреспондент "НГ" обратилась за разъяснениями к Олегу Вуколову.
- Олег Александрович, почему вы выбрали именно подушки?
- Мне нужна была форма, из которой бы я, как из кирпичиков, строил свои композиции.
- Раньше вы писали магистрали, космос, спортсменов┘
- Это было в юности. Но опять же я не просто писал спортсменов. Я брал парашютистов, которые летают, писал цветными пятнами: красными, черными, белыми┘
- Красное, белое и черное - ваша любимая цветовая гамма.
- Это цвета, которые меня интересуют, из них я могу сформировать все нюансы, которые мне нужны.
- Наверно, подушки - это все-таки жизнеутверждающий образ?
- Вы ошибаетесь. Многие подушки в снегу, во льду, иногда из них разыгрываются большие трагедии. У меня есть мятые, изорванные подушки. Есть окна с разбитыми стеклами, заставленные рваными подушками. Подушки - это не обязательно сон и покой, это еще и разгромы, война. Ими можно изобразить все: от радости до горя.