27.09. Спектакль "Преступления страсти". Театр.doc.
Нынешний фестиваль "Новая драма", основанный ассоциацией "Золотая маска", чеховским МХАТом и драматургической организацией Teatr.doc, - второй по счету. Несмотря на юный возраст, это модное, статусное мероприятие с солидным бюджетом и обширной программой - за 10 дней театрального марафона будет показано около 50 спектаклей и читок дано без счета.
Два финишных фестивальных дня будут отданы хэдлайнерам современной пьесы. "Я┘ она┘ не я и я" Клима по текстам Кастанеды петербургской театральной мастерской АСБ (27.09, 19.00) - пример мистического театра на пустой сцене. Актеры Александр Лыков и Михаил Поднозов яростно произносят километры кровоточащего философского манифеста, который в какой-то момент приобретает плоть, и слушатели оказываются придавленными текстовыми глыбами. Любителей театрального экстрима "Я┘ она┘" приводит в неописуемый восторг, неподготовленный зритель может слегка тронуться.
"Преступления страсти" Галины Синькиной (27.09, 16.30) - топовый спектакль драматургического подвальчика Teatr.doc в Трехпрудном переулке. Севшие за убийство в колонию строгого режима женщины без страха и стыда рассказывают о том, как они любили на воле, что из этого вышло и как они любят сейчас.
На этом фоне "Кислород" Ивана Вырыпаева (28.09, 17.00 и 19.00) - высокий театр, хотя обычно идет на той же подвальной сцене. Кислород здесь - метафора свободного дыхания, которое главный герой Саша обретает, убив свою жену лопатой и полюбив девочку по имени Саша. Рассказанные в ритме рэпа осовремененные библейские заповеди, которые убийца заново формулирует и проговаривает, не снимая наушников и плеера, объехали уже десяток европейских фестивалей и получили самую восторженную прессу. Что можно сказать без преувеличения: "Кислород" - искренняя попытка высказывания молодого человека о вечных истинах. Иван Вырыпаев - одна из самых достойных фигур поколения молодых драматургов.
Грузинский драматург Лаша Бугадзе уже хорошо известен в Москве по прошлым десантам Кавказской театральной лаборатории. Спектакли по его пьесам возвращают ни к чему не обязывающее, слегка безумное веселье грузинских короткометражек. "Тот стул, эта кровать" (28.09, 16.00), отсылающий к глубинному абсурду учебников иностранного языка (that chair, this bed), полон парадоксальных ситуаций - не исключено, что, как и в "Потрясенной Татьяне", здесь дети заново рожают своих родителей.
"Мамапапасынсобака" Нины Чусовой - уже год как главный хит театра "Современник" (28.09, 19.00). Красавица Ольга Дроздова в контексте социального вызова покрутит задом, герой Чулпан Хаматовой в больших кроссовках в духе антиглобализма уйдет от родителей, и под гром сожалеющих аплодисментов фестиваль закроется. Самое смешное, что зеркало на сцене действительно поставили. И, если достался хороший бинокль, мы видели в зеркале себя. Иногда нравилось.