Если идешь по Большой Дмитровке или Камергерскому и никуда не торопишься, то можно зайти в кафе и подумать. О том, например, почему художники и писатели так любят собираться в кофейнях? В начале нового века появился новый ответ. Потому, что там проходят выставки. А значит, можно легко сочетать приятное с приятным - кофе со светской жизнью.
Вначале был О.Г.И. Небольшой подвальный ресторанчик в Потаповском переулке, из которого и пошла мода. Устраивать выставки в питейных и кофейных заведениях за последние 2-3 года стало престижно и модно. По словам Лизы Плавинской - бывшего директора и куратора художественной галереи О.Г.И., этому есть несколько причин. Сугубо экономические: в Москве появилось много новых кафе, и, чтобы конкурировать в этом бизнесе, надо очень старательно оформлять свое заведение. Нужен декор на стенах, и, как правило, вешают фотографии. Во-первых, фотографии стоят дешевле живописи. Во-вторых, фотографии легче воспринимаются. Считается, что живопись - вещь музейная, она требует к себе серьезного отношения, а в кафе ходят не за этим. На продажу выставленных работ полагаться не приходится: не надо думать, что их хорошо покупают, - это миф. Зато выставка в кафе - это всегда событие, которое активно используется в рекламе.
Но есть и лирические мотивы, которые способствуют развитию клубных выставок. Хозяева кафе всегда хотят сделать нечто большее, чем дизайн. Да и художники на такие выставки соглашаются охотно. Если раньше считалось зазорным вывешивать свои работы в кафе, то сейчас почти безразлично, где выставляться - лишь бы выставляться! А в кафе есть свои преимущества: обстановка посвободнее, чем в музее, душевная атмосфера и много народу, пусть даже публика непрофессиональная. Опять же, всегда есть шанс что-то продать. Надежда всегда есть, особенно когда видишь картинки, нарисованные на компьютере в интерьере интернет-кафе с ценниками 300-700 у.е. (!). Но обычно цены реалистичней. Например "49,99 долларов" за фотографию Максима Горелика. Его выставка только что открылась в кафе "Пироги" на Большой Дмитровке.
Максим Горелик - странник, журналист и фотограф. Он путешествует по необъятным просторам стран бывшего СССР и привозит домой географические карты, которых у него уже целый ящик, и снимки. "Я не считаю пленки, - говорит Максим. - Я считаю километры. От Москвы до Минска 750 километров, ночь пути. В Минске погулять день, поесть драников, выпить вкуснейшего кваса - а потом сесть на поезд и добраться до Калининграда (еще 536 км). А там море, птицы, дюны, ветры┘" За последние 3 года художник проехал порядка 40 000 км. По возвращении в Москву наступает новая жизнь.
Осень. Гроза над ночным, светящимся городом. И много-много неба, темно-синего, черного, фиолетового, мутно-оранжевого. Небо над городом - мотив старый и любимый Гореликом. Рядом висит фотография, на которой есть только небо и трава, всего поровну. Дальше небо с облаками и море с пеной, моря больше, чем неба. А потом огонь, яркий, мятущийся, снятый крупным планом, доведенный почти до абстракции. И снова вода, и снова небо. Настоящие эксперименты со стихиями. И все это в жизнеутверждающем оранжевом интерьере.
Кофе в кафе - это свежие мысли. Сегодня Дмитровка и Камергерский заполнены кафе до отказа. В каждом втором висят фотографии. В ресторане "Камертон" в холле висят фотографии гостей. В кафе-пиццерии "Академия" фото - фрагмент оформления. В "Чикко пицце" - то же самое, и сотрудники ресторанчика удивляются тому, что фото в ресторане может быть чем-то большим, чем элемент дизайна. Хотя выставки в кофейнях стали уже общим местом. И в трех из четырех случаев - это выставки фотографии... Например, в кафе "Лук ин" - выставка японской фотографии. В "Кафе дез артист" - регулярные выставки, которые меняются раз в два месяца. В "Кофе-Ине" выставка Нины Царевой и Елены Ивановой под названием "Memories, или Прогулки с перспективой". На стене висит табличка с надписью: "┘личную ассоциацию трудно пересказать, но, вынимая ее из папки "Memories", мы можем надеяться, что обрывок нашей мелодии созвучен еще кому-то".