В Москве показывают британский видеоарт.
Фото предоставлено Британским Советом
10 - 30.09. Выставка "Электрическая земля". Галерея на Солянке.
Считается, что настоящее произведение искусства ни в каких пояснениях не нуждается. Если оно на самом деле великое, каждый в нем увидит что-нибудь свое, но непременно важное. С выставкой современного британского видеоарта "Электроземля", придуманной двумя очень известными в Англии музейщиками - Колином Ледвитом и Марком Бизли, ситуация похожая. Открывшись в Питере, "Электроземля" перебралась оттуда в Нижний Новгород, затем в Ярославль, теперь вот доехала и до Москвы. Потом отправится в Алма-Ату, после чего - в Чили. Как примут выставку там - неясно, а вот в России, говорят, публика повсюду восторгалась, а кураторы удивлялись. Удивлялись нестандартной реакции отечественного зрителя: русские совсем по-другому воспринимают видеоряд.
Внешне все довольно просто. Почти два десятка модных деятелей современного английского искусства, объединившись по несколько человек, сняли пять недлинных видеороликов, которые непрерывно крутятся на трех проекторах и двух мониторах.
Адам Ходцко играет с найденными им кадрами со съемок классической ленты Пазолини "Сало, или 120 дней Содома", где актеры - как были, в гриме и костюмах, - непринужденно выпивают на вечеринке по случаю окончания очередного эпизода. Камера Пола Руни бесконечно следит за странником в собственной стране. Накладываются друг на друга слоями человеческие лица у Оливера Пейна. Приближаются и удаляются ряды продуктов в супермаркете у Стефена Сатклифа. Кружатся под музыку дискотечные огни у Вольфганга Тилманса.
Нет сюжета как такового, есть только мутировавшее видеоизображение и ритм сродни биению сердца. Дешевые в производстве, снятые буквально "с коленки" и смонтированные на домашнем компьютере ролики на поверку оказываются лихо замешанным коктейлем из рекламы, документалистики, киномейнстрима, с одной стороны, и кино "не для всех" - с другой.
Так вот, о русском национальном восприятии видеоряда. В Питере, говорят, сочли, что "Электроземля" - это попытка показать современное состояние английской культуры. В Нижнем Новгороде посетителям полюбились слова "антиконсумеризм" и "антиглобализм". В Ярославле - "клиповость сознания" и "медитативность". Все самое вкусное, получается, уже разобрано, и над московской версией отношения к "Электроземле" нам придется изрядно попотеть. Универсальной подсказкой из каталога - про опыт урбанистической жизни XXI века - чур не пользоваться.