Джордж Краузе. Сен-Клер.Италия, 1969.
Балет, ракеты, фотография
По сцене скакали гигантские мыши-мутанты. Обозреватель "НГ" проснулся, потирая глаза, и пытаясь понять: это сон? Нет, не сон. В Самарском театре оперы и балета уже не первый год идет балет "Спящая красавица", и радушные хозяева с неостывающей гордостью показывают гостям чудовищные костюмы Александра Васильева. В тот день заезжими знаменитостями были Майя Плисецкая, Родион Щедрин, юные архитекторы и "наши гости из Хьюстона!". Их всех приветствовали со сцены перед спектаклем.
Но балет был единственным страшным воспоминанием американцев от первой поездки в Россию. В остальном Самара не подкачала. А Кристине Росалес, самой юной из членов американской делегации, впервые выехавшей за пределы США, Россия так понравилась, что она наверняка вернется еще раз. Еще бы! Красоты Жигулевских гор, старый провинциальный город с его пряничными домиками. Встреча русских и американцев проходила в привычном гастрольном формате: водка, Волга, дружба на века.
Поводом к большой дружбе стала фотография. Хьюстон - город с хорошей традицией: с 1986 года там регулярно, раз в два года, проходят персональные и групповые выставки, объединенные под эгидой фотофеста. Он начинался как событие местного масштаба, но за 20 лет уже стал одной из самых важных фотовстреч Америки и мира. Темой следующего, 10-го, юбилейного фотофестиваля станет вода (одним из фотографов, представленных на фестивале, будет Андрей Чежин из Петербурга). В 2002 году среди главных событий фестиваля была выставка русской пикториальной фотографии. А среди гостей Самары в 2003 году оказались основатели Фотофеста Фредерик Болдуин и Венди Уотрисс. Их пригласили кураторы из "Росизо" - вместе с выставками и их авторами.
Самара - город, где делают ракеты, признанный центр русской авиакосмической промышленности. Хьюстон известен прежде всего тем, что там находится американский Центр управления полетами. Теперь у них появилась новая черта сходства. Самарский фотофестиваль, который, возможно, станет регулярным.
Поэтическая структура мира
"Линхоф Технорама" - одна из лучших камер, когда-либо созданных на свете. Кадр 6х17 см, необыкновенная четкость изображения во всех его точках. С помощью этой камеры можно делать удивительные вещи. Но Эд Хилл и Сюзан Блум делают больше, чем можно сделать при помощи камеры...
Фотографии, сделанные "Технорамой". Их цифровая обработка в программе 3D. Идеи, почерпнутые из классической живописи и литературы: Виргилий и Пуссен как источники вдохновения. Все это вместе создает уникальный "Проект Аркадия". Прежде всего завораживает качество его исполнения. Потом появляется понимание философской глубины проекта.
Дигитальная фотография обыкновенно плоха. Появление "цифры" в фотографии ухудшило качество и отбило охоту к поиску интересных решений, потому что с помощью "Фотошопа" легко отредактировать любую несовершенную картинку так, как хочется. Но есть то, что еще хуже, - это образы, заново созданные при помощи цифровых технологий (но на фотографической основе). 99 процентов таких картинок похожи друг на друга. По одной простой причине: их авторы соединяют плохие фотографии, используя компьютер как электронные ножницы и электронный миксер. Результат ужасен: работы "художника" из Южной Кореи выглядят так же в точности, как работы какого-нибудь немца, - безлико. Ничем не прикрытый недостаток воображения и идей. Результат полного вырождения концептуализма. Искусство конца XX века.
Но есть то, что можно противопоставить интернациональной компьютерной фотопошлости. "Проект Аркадия", чьи авторы - американская супружеская пара, выступающая под именем "Мануал". Эд Хилл и Сюзан Блум работают вместе с 1974 года. Они получили хорошее художественное образование как живописцы и графики, и это решающим образом повлияло на их творчество - уже в своих фотографиях семидесятых годов они стремились к совершенному качеству исполнения (что в эпоху концептуализма вовсе не считалось достоинством). При этом основной темой их работ было и остается соотношение человека и природы, то есть классическая тема европейской живописи. Тогда, в семидесятых, их группа "Мануал" еще использовала традиционную технологию фотосъемки и фотопечати. Но их интерес к новым технологиям рос по мере их появления. С 1974 года они начали использовать первую портативную видеокамеру. С 1985 года - персональный компьютер.
Совместная работа двух художников на протяжении многих лет привела к качественному скачку. Философский результат можно определить как "новое экологическое сознание". Художественный - как создание виртуальных миров в классическом ландшафте.
Ключевая задача компьютерного искусства - построение новой реальности. И ребенок, подкинутый в воздух, так и висит там (на фотографии), не собираясь опускаться. Иллюзия реального даже слишком велика в работах Хилла и Блум. Трехмерные графические объекты, запущенные в фотоснимок, вписываются в него как законные детали. И нелогичное становится логичным. Зима и лето совпадают в пространстве изображения.
Самара-Москва