И на Волге бывают 'ДТП'. Обход буя во время 'Кубка Волги'.
Фото Юрия Феклистова
Жизнь под парусом
- Во-первых, нужны мозги. Во-вторых, руки должны быть приделаны как надо. И, в-третьих, забудь семью, - сурово сказал капитан Терехин. Так я узнал три принципа, которые еще не делают человека яхтсменом. Но позволяют ему надеяться.
Я ехал на "Кубок Волги" с отчетливыми предрассудками о предмете. Во-первых, я думал, что первенство России - это толпы фанатов и стайки фанаток, звезды и телетрансляции. Их не было. Яхтенный спорт в России пока что - личное дело яхтсменов, их семей, их друзей и журналистов. Во-вторых, я полагал, что яхты - увлечение для людей богатых, а если не богатых, то по крайней мере состоятельных. Оказалось, что это не вполне правда. Среди русских поклонников парусного спорта есть, конечно, владельцы заводов, газет, пароходов, но вот только на "Кубке Волги" я их не встречал. Самым обеспеченным из нынешних участников был замдиректора завода "Кристалл" (сам вышедший под парусом). Его же фирма выставляла один из главных призов - кубок: стеклянную вазу с 20 литрами водки внутри нее. И тут нужно сказать всю правду...
- Главное, пиши правду! - посоветовал Алексей Сорокин. Из списка участников гонки следовало, что Алексей должен быть как минимум вахтенным начальником лодки "Крильон". Но друзья по команде гоняли его как простого матроса. Несмотря на то что Алексей - директор Поволжского парусного крейсерского союза, один из инициаторов гонки, тренер и, разумеется, кандидат в мастера спорта (до мастеров ему пока не хватает "километража", набранного в морских милях). Итак, правда...
После соревнований обычно пьют. В любом виде спорта, где есть русские спортсмены. Иногда пьют до соревнований. Но яхтенный спорт, возможно, единственный, где пьют также и во время гонок. Называя вещи их именами, пьют, не обращая внимания на время суток и сопутствующие обстоятельства. Например, на то, что "зачет пошел". Во время моей первой в жизни гонки мне показали на одного из веселых капитанов-конкурентов со словами: "А вот его трезвым никто не видал уже лет 10". Так что водка на лодке нужна больше, чем гальюн. Потому что без гальюна можно обойтись. А без водки - никак.
- Водка вредна для спортсмена и полезна для яхтсмена. - С этими словами суровый капитан Терехин начал вводить меня в мир яхтинга. И надо сказать, у меня был хороший провожатый. Президент Поволжского парусного союза - Владислав Терехин - выглядел Капитаном с большой буквы. Седая борода, суровый взгляд, обветренное лицо.
Спорт на всю жизнь
Гимнастка в 25 - уже пенсионерка. Яхтсмен совершенно не похож на гимнастку. У него может быть большой пивной живот и привычка есть яичницу большими сковородками, готовя ее прямо на борту. Как, например, у сурового капитана Терехина 1945 года рождения. Чем хорош яхтенный спорт - тем, что для него совершенно не нужно быть юной гимнасткой. Подойдет нормальный мужик.
Возраст не важен. Самым старшим капитаном "Кубка" был семидесятилетний мастер спорта Виктор Щукин, самым младшим - девятнадцатилетний кандидат в мастера Данил Лысанов. Его "Ока", кстати, пришла девятой по результатам финальной серии гонок. В "Кубке" на этот раз участвовали 2 чисто женские команды. Одна из них - московская, во главе с Ириной Городецкой. Так что не важен даже пол.
Важен опыт и слаженность команды. Опыт - потому что капитан принимает решение, исходя из бесчисленного множества причин. Направление ветра сейчас, через 10 минут и через полчаса. Положение других яхт и их вероятные курсы. И так далее, далее, далее... Так что просчитать все сразу можно, только исходя из опыта и интуиции.
Со стороны это кажется плевым делом. Но, только находясь в лодке, понимаешь, что гонщик-яхтсмен должен быть геометром, метеорологом, мудрецом и, конечно, романтиком. Геометром - чтобы правильно прокладывать курс. Метеорологом - чтобы понимать, откуда и как ветер дует. Мудрецом - чтобы понимать, что штиль есть штиль и ничего с этим не поделаешь. А романтиком - чтобы увлечься этим несовременным судном - парусной яхтой.
Есть много способов передвигаться по воде быстро. Катера на воздушных крыльях. Водные мотоциклы. Эти суда гораздо быстрей и удобней парусной яхты. В них ловишь кайф скорости и не чувствуешь качки. Но при этом что-то теряется безвозвратно. А именно - чувство участия.
Прелесть яхтинга в том, что на борту парусного судна человек ощущает себя один на один со стихией. Так же, как ощущал себя 200, 500, 1000 лет тому назад. Помогут только опыт, команда и судьба.
Тольятти-Ульяновск